Под занавес прошлого года, 25 декабря, в Полесском районном суде наконец-то началось разбирательство по апелляционной жалобе главы фермерского хозяйства пос. Ильичёво, отца четверых несовершеннолетних детей Амазаспа Михаеляна. В марте 2024 года мировой судья Наталья Рахманина объявила ему приговор по статье 119 УК РФ «Угроза убийством...» Подсудимый себя виновным не признаёт и по многим основаниям считает приговор необоснованным и незаконным.
Жалобу на приговор рассматривает судья Лариса Полилова.
С первых минут Михаелян заявил ходатайство об отводе председательствующего судьи. Полилова гордо удалилась в другое помещение, хотя тут же, в зале, справа от судейского подиума, имеется дверь с табличкой «совещательная комната». Но там нет телефона.
Воротившись в зал, судья по бумажке прочитала: «Отказать». И процесс пошёл.
Защитник Сергей Чернев озвучил несколько ходатайств. Во-первых, о назначении судебной медицинской ситуационной экспертизы с постановкой вопроса эксперту: имелись ли у потерпевшего повреждения теменной области головы, характерные для воздействия не менее трёх ударов тяжёлого предмета – рукояти большого ножа? Чернев пояснил: «Потерпевший в ходе судебного следствия показал, что подсудимый с силой, не менее трёх раз, нанёс ему удары рукояткой большого ножа по теменной части головы. Я не увидел в медицинских документах, которые имеются в материалах дела, даже намёка на указанные повреждения».
Во-вторых, Чернев заявил ходатайство об истребовании у оператора связи детализацию телефонных звонков с телефона Романа Комкова, который 16 апреля 2022 года с потерпевшим парился в бане.
В-третьих, защитник подсудимого ходатайствовал о приобщении к материалам уголовного дела обнародованного видеоинтервью и публикаций с интернет-портала Свободный Калининград, а также из газеты «Светлогорье», где приводятся откровения Сергея Оборина, ключевого свидетеля стороны обвинения. Полгода спустя после приговора Оборин утверждает, что в первичном протоколе допроса содержатся ложные сведения, на самом деле ножа в руках обвиняемого он не видел. Раскаивается, что оговорил Михаеляна. Лжесвидетельствовать его попросил потерпевший Федотов. О своей слабости Оборин искренне сожалеет. Чернев попросил вызвать Оборина в суд для дополнительного опроса.
Сторона защиты ходатайствовала о проведении выездного заседания в посёлке Богатово на местности, где происходили события 16 апреля 2022 года, для устранения противоречий между показаниями свидетелей обвинения.
Подсудимый тут же дал довольно эмоциональные пояснения. Он считает, что в отношении его персоны существует некий сговор на убийство. Михаелян назвал фамилии бывшего подполковника ФСБ Замышляева, бывшего сотрудника уголовного розыска Пирожкова, сотрудника органов Толкачёва и некоего смотрящего Чернявского. Якобы при их содействии убили брата Михаеляна. За то, что тот отслеживал владельцев наркоплантаций в Полесском районе. На самого подсудимого в августе 2021 года напали неизвестные, воткнули ему в лицо нож. Чудо, что уцелел глаз, лезвие прошло в двух сантиметрах. К нему на хутор ночью наведывались вооружённые незнакомцы.
14 апреля 2022 года, за два дня до схватки с нетрезвым Виктором Федотовым, потерпевшим по делу, и его пьяными дружками, Михаелян обнаружил, что в его машине правый тормозной шланг несправен. А 16 апреля в посёлке Богатово, когда он ехал с женой на гружёной машине, произошла роковая встреча. Федотов, увидев автомобиль замахал руками. Остановились. Федотов подбежал и крикнул: «Шайтан!» Потом крикнул своим собутыльникам Комкову и Шабалде, чтобы те бежали «мочить армяна». Михаелян защищался, но, видя численное превосходство и обнаружив пропажу мобильного телефона, он вызвал полицию, воспользовавшись телефоном супруги. «Я видел, человек пьяный и обкуренный марихуаной... Это не случайная провокация».
«Я чистокровный карабахский армянин, но душой русский и клятву дал России!» – процитировал Михаелян суду свои слова, сказанные в лицо нападавшим, когда те собирались его «мочить».
Судья несколько раз пыталась прервать пламенную речь Михаеляна: «Вы всю свою жизнь уже описали», но громкий уверенный голос твердил: «Вы меня извините… послушайте внимательно… я честно вам говорю… я вам говорю, как было… и, уважаемый суд, хочу ещё добавить… не-не-не, я другое».
«В связи с поступлением многочисленных ходатайств защитника и осуждённого» Полилова отложила судебное разбирательство до 10 января 2025 года.
Потерпевшего в суде представлял его адвокат, сам Федотов, как объяснили, в это время находился в рейсе.
Прокурор Александр Железняк, как обычно, на протяжении всего заседания с задумчивым видом дремал. Государственного обвинителя мало интересовало происходящее.