Василий КОСОРЫЛОВ
Единственный источник светлогорской власти, местный народ, пользуется свои конституционным правом один раз за избирательный цикл. Накануне выборов кандидаты в депутаты свой электорат готовы на руках носить. Всё лучшее ему – избирателю. И новые металлические двери, и пластиковые окна, и деньги, и обещания жениться.
На следующий после голосования день народ полностью теряет свою власть. До следующих выборов. Последний раз о светлогорцах как о носителях власти вспоминали весной 2008 года.
Основную власть, высшие и средние должности, формируют после дня голосования без участия избирателей. С помощью влияния политических (и не только политических) группировок, переговоров, шантажа, убийство и других технологий.
Вскоре после формирования нового депутатского корпуса Светлогорска, Приморья и Донского начались интриги. Началось с заговоров, силовых задержаний неугодных элементов и смертей. Неожиданно отошёл в мир иной молодой и с виду крепкий депутат Магомедкасум Нюдюрбегов. Потом пал от пуль его товарищ по группировке Владимир Решетин.Историю не остановить. Она шла своим ходом. Главой Светлогорска стал Валерий Тачков, руководитель аппарата полпредства президента России в Калининграде. Главой администрации назначили Владимира Михайлина, экс-депутата Калининградского совета. Путём делегирования из трёх городских советов сформировали райсовет. Главой района стал депутат из города Пионерского, главврач тамошней больницы Игорь Партулеев. Главой светлогорской райадминистрации назначили Александра Шарко, аппаратчика из министерства Михаила Плюхина, тоже калининградца.
Сформировались органы местного самоуправления и в Донском с Приморьем
Но очередные выборы неизбежно приближаются. До ближайших избирательных календ осталось меньше года. В Светлогорске заволновались. Пользуясь тем, что Партулеев находился в отпуске, соратники решили его заменить. Дескать, не оправдал доверия. Игоря Фёдоровича отозвали. Произошёл конфликт. Депутаты райсовета с решением коллег горсовета Светлогорска не согласились. Знали, что вместо Партулеева хотят назначить Тачкова. А что, быть главой в квадрате, может, даже лучше – меньше риск конфликта интересов.
То ли совпадение, то ли есть какая-то связь, но брожение в светлогорских кулуарах началось, лишь только «по выслуге» ушёл с должности городского мэра Владимир Михайлин.
Две недели понадобилось для того, чтобы утрясти сложившееся положение.
В четверг, 25 октября, «мятеж» райсовета был подавлен. Но главой района избрали вовсе не Тачкова, а Романа Скидана.
«Мы обо всём договорились, – сказал Скидан. – Конфликт, надеюсь, исчерпан. Нашли компромиссные варианты. Все будут плыть в одну сторону. Меня избрали главой района. Утром приезжал губернатор. Дал указание, чтобы в первую очередь выставляли на торги проект реконструкции променада. Я ему показал улицу Октябрьскую, которую предлагаем сделать пешеходной. Как в Паланге. Он распорядился министрам выделить деньги на проектирование. Будем развивать город».
Основным сюрпризом стало назначение Александра Ковальского на специально для него созданную должность первого заместителя главы районной администрации. Таким образом, Ковальский оттеснил от районного мэра Александра Шарко казалось бы несменяемую Ларису Швалкене. Однако Ларисе Владимировне опасаться нечего. Бояться следует самому Шарко. Есть мнение, что он весьма скоро напишет заявление по собственному.
Ковальский пробовал во многих местах. До назначения в Приморье он был депутатом Калининградского горсовета. Ушёл на побережье потому, что тут у него бизнес (как писали «Новые колёса», на костях). На выборах в областную думу весной 2011 года Ковальский изо всех сил пытался завладеть депутатским мандатом. Газета «Вечерний трамвай» несколько месяцев добросовестно трудилась над его имиджем. Но с доверием народа договориться не удалось. Сегодня карьера Ковальского держится не на любви электората, а на административном ресурсе. Пока он в номенклатурной обойме, удержание на плаву обеспечено.
Однажды в кулуарах Ковальский сказал, мол, я не работал и работать не буду.
Весной этого года Ковальский неожиданно ушёл с поста главы администрации Приморья. В этом посёлке, словно в насмешку названном городским поселением, где три года в небольшим рулил Ковальский, о неожиданно ушедшем в отставку не жалеют. Никто из жителей помянуть его добрым словом не может. Возможно, в районной власти он проявится наконец-то во всю силу своего таланта и начнёт работать?
Доволен ли результатом «реформ» Тачков? «Нет. Не совсем, – признаётся глава Светлогорска. – Тут интрижки были».
Интрижки были весьма конкретные. В пятницу в Светлогорск всё-таки приехал Николай Цуканов, губернатор области, с которым Скидан успел прогуляться по местным улицам. Почти весь день дежурили машины Олега Шкиля. Давление почувствовали все, кто так или иначе притёрся к власти. Жители ничего не заметили. Это их не касается.
Участие в разруливании принимали многие. Помимо упомянутых Цуканова и Шкиля руководитель аппарата правительства области Александр Егорычев, Юрий Шалимов, Александр Дацышин. В режиме необъявленной повышенной опасности находились, надо полагать, все эти дни и сотрудники правоохранительных органов Светлогорского района.
Короче говоря, пошло не по сценарию Тачкова и его окружения.
Шарко и Ковальский считались друзьями. Однако дружба дружбой, а денежки врозь…
…Никто не обратил внимание на то, что светлогорское местное самоуправление превратилось в калининградское. Фактически все ключевые посты заняты представителями столицы янтарного края. Калининградские пацаны по очереди приходят сюда, чтобы отхватить себе кусочек счастья. Парадокс российского местного самоуправления состоит в том, что голосовать на выборах имеют право только местные жители, а делить местную власть – все, у кого есть «ресурс».