Константин РОЖКОВ
Дело Рудникова рентгеном высветило раковую опухоль, распустившую метастазы в так называемом судейском сообществе Калининградской области. Местные судьи, чванливые, высокомерные, мнительные, оказывается, не доверяют сами себе.
Уголовное дело, состряпанное грязными следаками из СУ СК РФ и бандитствующими офицерами ФСБ, словно горячую сковородку местные служители угодливой Фемиды перекидывали друг другу. Никому не хотелось проводить судебное следствие по закону. А по заказу – боязно. Судьи обмочились, увидав, сколько народных защитников набирают залы заседания. Они бы с удовольствием спрятались в закрытом режиме, но нет ни малейшей зацепки превращать открытый процесс в тайный. Судьям страшно от народного гнева. Кому приятно слышать в свой адрес «Позор! Позор!». Страху перед беснующейся толпой натерпелась судья Центрального судебного околотка Людмила Сагий, когда продлевала подсудимым срок содержания под стражей. Перепугался и Андрей Буданов, судья облсуда, рассматривавший апелляционную жалобу на постановление Сагий.
В местном судейском сообществе случился переполох. Все полезли – кто в чулан, кто под стол, а кто срочно заболел. Как в известной Еврейской казачьей песне: «Наш Рабинович скрылся в лазарете, Сказав, что ранен прямо в геморрой».
И Виктору Фалееву, бессмертному начальнику областного суда, не пришло в голову ничего лучше, чем ходатайствовать перед Верховным судом о переносе разбирательства в другую область России. Не удивлюсь, если выяснится, что Виктор Иванович слёзно умолял Вячеслава Лебедева (пенсионера, который рулит судом России так бесконечно долго, что за это время в стране выросло новое поколение людей), передать дело как можно дальше – в Магадан или на Сахалин, а лучше – на Курильские острова. Всем страшно.
И верховный судосоглядатай внял. Он передаёт дело Рудникова-Дацышина в Санкт-Петербург! И даже объяснения придумал. Позорное. После которого в калининградские суды ходить противно. Москва решила передать уголовное дело о вымогательстве депутатом Рудниковым взятки в 50 тысяч долларов у генерала СУ СК В. Леденёва в питерский суд якобы по той причине, что не ручается за беспристрастность калининградских судей. Всех без исключения. Чтобы прийти к такому выводу, надо иметь обширную практику, подтверждающую поголовную продажность и зависимость местных судейских. Какие оргвыводы в нормальном обществе должны бы последовать после такого? Самые банальные – весь состав судейского сообщества уволить досрочно. Без пенсии. Пусть идут на перевоспитание учениками судосборщиков или подмастерьями автосборочного предприятия. Или в дворники. На свежем воздухе лучше обновляется человек, очищаясь от скверны всевозможных пороков.
Это материал был опубликован на Руграде.
«Из-за сомнений в беспристрастности»
Калининградский областной суд добивался переноса судебного процесса по уголовному делу в отношении издателя газеты «Новые колеса» Игоря Рудникова и экс-заместителя полномочного представителя президента в СЗФО Александра Дацышина в другой регион. Соответствующее ходатайство за подписью заместителя председателя, председателя коллегии по уголовным делам Калининградского областного суда Николая Ларина имеется в распоряжении редакции RUGRAD.EU.
В ходатайстве указано, что Рудников неоднократно избирался депутатом Калининградской областной Думы, а значит, «обладал и обладает контактами с представителями различных структур власти».
Облсуд также указывает на возможный конфликт интересов между издателем «Новых колес» и судейским сообществом Калининградской области. Согласно ходатайству, в газете «неоднократно допускались негативные высказывания в адрес судей области». В том числе в адрес председателя Калининградского областного суда, его заместителей и судей, которые в настоящее время являются председателями судебных составов, которые входят в коллегию по уголовным делам.
В ходатайстве также указано, что в настоящее время расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Речь идет о судье Центрального районного суда Марии Зюзиной. Она рассматривала уголовное дело о покушении на жизнь Игоря Рудников. Пока шёл процесс, в «Новых колесах» выходили публикации негативного характера о действиях судьи.
В Калининградском областном суде также вспомнили, что в 2004 году Большое жюри Союза журналистов РФ рассматривало публикации «Новых колес» о судебной системе региона. Тогда жюри якобы констатировало, что в материалах газеты дается «преимущественно негативная информация» и чувствуется «определенная тенденциозность» в подборе фактов и информации, а также в стилистике заголовков и иллюстраций.
Что касается Александра Дацышина, облсуд также указал на возможный конфликт интересов у судей. В ходатайстве указывается, что именно Дацышин, будучи еще заместителем полпреда, проводил собеседования с кандидатами в судьи и согласовывал их кандидатуры. Отмечается, что большинство из прошедших согласование продолжают работать и в настоящее время. Некоторые из них являются председателями районных и городских судов Калининградской области.
Помимо этого, потерпевшим по уголовному делу проходит глава регионального управления Следственного комитета Виктор Леденев. В Калининградском областном суде отмечают, что «наличествуют факты, которые могут вызвать сомнения в беспристрастности судей Калининградской области».
Защита Александра Дацышина видела в попытках перенести судебный процесс за пределы региона «политический аспект». Примерно такого же мнения придерживается и защита Игоря Рудникова. «У меня нет сомнения, что был политический момент. Что всё делается, чтобы создать благоприятные условия для нашей предполагаемой «жертвы», — отметила адвокат Рудникова Анна Паничева.
На судебные разбирательства в Калининграде ходило большое количество людей. Большинство из них — читательская аудитория «Новых колес», которые поддерживали Рудникова. «Было ясно, что нужно забирать дело из этого города», — предположила адвокат.
Сама она не согласна с аргументацией ни областного суда, ни Верховного суда, который решил перенести процесс в Санкт-Петербург. Защита Рудникова считает, что закон не предусматривает для изменения подсудности тех случаев, которые приводит Калининградский областной суд.
В ходе процесса защита указывала, что ни оба обвиняемых, ни потерпевший не настаивали на изменении суда. Формально уголовно-процессуальный кодекс дает право ходатайствовать об изменении территориальной подсудности председателю суда, в который поступило уголовное дело. Но, по логике защиты Рудникова, Калининградский областной суд не является таким судом. Центральный районный суд Калининграда, который вынес постановление о продлении меры пресечения для обоих, пытался передать дело в Ленинградский районный суд Калининграда. Региональная прокуратура пыталась оспорить этот процесс. Так материалы дела и оказались в Калининградском областном суде, который уже передал их в Верховный суд. То есть облсуд, по мнению защиты, не является тем судом, который рассматривал уголовное дело Рудникова и Дацышина по существу.
При этом защита указывает, что в случае Рудникова и Дацышина суд ссылается на истории 14-летней и 10-летней давности. «Судей назначает не человек на уровне Дацышина, а по закону [их] наделяет полномочиями президент РФ», — отметила Анна Паничева. При этом Верховный суд, по ее словам, «повторил аргументацию», которая содержалась в ходатайстве Калининградского областного суда.
И защита Александра Дацышина, и адвокаты Игоря Рудникова собираются оспаривать решение Верховного суда. Жалобу предстоит направлять в апелляционную коллегию Верховного суда. По словам Паничевой, коллегия «всем отказывает». «Надежды у нас мало. Я изучила сплошным порядком все решения по подсудности. За два года там не было отмен, которые были бы в интересах обвиняемого», — подчеркнула адвокат.
Но если защита Рудникова решит идти в Европейский суд по правам человека, то им необходимо пройти все судебные инстанции внутри страны.