Юрий Николаевич Куранов родился 5 февраля 1931 года в Ленинграде в семье художников
Портрет работы Игоря ЛЫСЕНКО
Отец, закончив Академию художеств, работал в Эрмитаже заведующим реставрационными мастерскими, мать (ученица русского художника Филонова) – в Русском музее. Квартира родителей находилась в Русском музее. Очевидно, от них Юра и унаследовал художественные способности. Однако он всю жизнь свою посвятил литературе.
Когда Юрию было 6 лет, отца, обвинив в троцкизме, сослали на Соловки, затем направили работать на Норильский металлургический комбинат. А всех родных со стороны отца отправили на поселение в Омскую область. Юрий отправился с дедом и бабкой в ссылку. Через некоторое время он уезжает в Норильск, где отец уже был на свободном поселении. Во время войны работал в колхозе, на лесозаготовках. В Норильске Юрий окончил среднюю школу, а затем в Москве поступил на искусствоведческий факультет МГУ. Через три года перешёл во ВГИК на сценарный факультет и начал писать свои первые произведения…
Поворотным событием в жизни Куранова стала его встреча с Константином Паустовским. Напутствие великого мастера произвело глубокое впечатление на начинающего писателя. Куранов всю жизнь следовал его советам и постоянно вспоминал Паустовкого в беседах с читателями.
Куранов очень любил встречаться с читателями.
Талант Куранова многогранен – его стихи, акварели, романы и рассказы исполнены самого высокого мастерства. Особенно хороша миниатюра в прозе.
Многие годы Юрий Куранов жил и работал в Псковской области. Там его чтут и помнят.
В Светлогорск Юрий Николаевич приехал в зрелом возрасте. Здесь он закончил роман «Дело генерала Раевского», который вызвал в читательской среде бурные дискуссии. Роман и его создатель испытали злобные выпады ортодоксов отечественной истории.
Куранов сумел найти возможность не только заниматься литературным трудом, но и общественной деятельностью. Он много времени посвятил молодёжи, вовлекая её в творческий процесс, создавая литературные кружки, студии. Юрий Николаевич не остался на обочине жестоких 90-х годов, став активным сокрушителем советского застоя – прежде всего в сознании людей.
Прекрасный оратор. Речи его завораживали. Глубинные знания поражали. По-настоящему набожный человек. Знавший историю православия лучше многих священников. Отличавший веру от церкви, у которой с ним были далеко не любовные отношения. Куранов, размышляя о дальнейших путях развития истории мира и России, многое предсказывал и оказался прав.
Он верил в Россию. Он был другом сотням наших земляков. Таким мы его и помним.