Когда я был мальчишкой и учился в классе третьем или четвёртом, она преподавала в нашей школе литературу в старших классах.
Была она хороша – южной жгучей красотой, настоянной на цыганских, украинских, греческих корнях: чёрные, слегка волнистые, волосы, чёрные глаза, хрупкая, будто руками искусного мастера выточенная фигурка – мало кто не оглядывался ей вслед, даже мы, пацаны, что-то соображали.
А когда за ней в школу приезжал жених, артист местного театра – элегантный, талантливый и весёлый, любимец женщин бальзаковского возраста, – это вызывало ажиотаж. У окон торчали и старшеклассники, и первоклашки, и учителя. Даже сумрачный, долговязый, нескладный директор школы выглядывал из окон своего кабинета.
Посмотреть было на что. Игорь Диденко, артист и жених, весной приезжал в белом костюме, с огромным букетом роз. И это было, доложу вам, восхитительное зрелище: середина пятидесятых прошлого века редко радовала людей яркими красками и теплом.
Сейчас, когда и волос на голове у меня намного меньше, да и припорошило их прилично, я смотрю на неё в изумлении: как ухитрилась сохранить очарование молодости после того, что выпало ей.
Они, Регина и Игорь, поженились, но привыкший к аплодисментам, вниманию, к тому, что на гастролях можно оторваться по полной программе, да и нередко после ночных прогонов в родных стенах Игорь не спешил домой – магазин за углом, почему бы не сбегать и не снять напряжение.
Случалось, и во время спектаклей, к примеру, о геологах, вернувшихся после долгой работы в поле и решивших посидеть в тепле и уюте за бутылочкой, глотали друзья стаканами не воду, естественно, и очень возмущались, когда главреж выговаривал, мол, сцена застолья сделана посредственно…
Жена Диденко трудилась за себя и за супруга. Где находила время и силы – того не ведаю. Но, будучи дипломированным учителем литературы – закончила пединститут, пришла в музыкальное училище, – стала специалистом хорового искусства.
Ну, а потом,.. – аспирантура в Москве. Как ухитрилась детей растить – трое к тому времени за матерью бегали, мужа на ноги ставить… Игорь слабел, перед женой готов был на колени встать – прощения просить, надламывался – и сломался,.. рано ушёл, оставив ей только память.
…В одной из комнат калининградского Дома офицеров шумно – мал-мала голосят, переодеваясь, смеются, друг у друга стулья отбирают…
– Это наша самая маленькая, – кивает в сторону черноглазой малышки Регина Семеновна Диденко, – скоро будем её день рождения отмечать. Тебе же пять будет?
Девчушка кивает, весело поблескивая глазками. Настенька – одна из актрис образцового детского музыкального театра “Сюрприз”, который почти двадцать лет назад создала и руководит до сих пор Диденко.
Настенька – актриса младшей группы. А ещё есть старшая. В ней те, кто прошёл начальную подготовку, освоился – теперь выбирает куда пойти после получения аттестата.
Кое-кто из воспитанниц детского театра выбрал эту стезю. Заслуженными артистками России стали Галина Мосолова и Татьяна Живова, солисткой областной филармонии Виктория Бобкова.
– В нашем театре детей пестуют до пятнадцати лет, – отбиваясь от наседающей с вопросами детворы, сообщает Регина Семеновна. – Сегодня у нас в труппе пятьдесят человек.
– А если кто-то не знает нотной грамоты, или у ребенка нет слуха…
– Случается, – соглашается Диденко. – Но ведь большинство детей ужасно талантливы. У нас есть хореограф Элеонора Соина, учит ребят быть пластичными, Татьяна Кононова, режиссер младшей группы, отрабатывает с детьми небольшие сценки, а старшие под наблюдением Веры Николаевны Прудниковой репетируют спектакли.
– Но ведь спектакль – это музыка, оформление…
– У нас есть и звукорежиссёр, и художник. И ребята помогают – спектакль должен быть нарядным, праздничным.
За два десятилетия существования детского музыкального театра ребята представили на суд зрителей более тридцати спектаклей, и, честно сказать, я не поверил, что к шести из них музыку написала Регина Семеновна Диденко.
И названия-то у этих спектаклей – “Хорошие ведьмы по пятницам не колдуют”, “Самые хитрые Ларссоны”, “ Вторая тайна золотого ключика”…
Казалось бы, трое детей, три внучки и правнучка – чего ещё желать! И званиями не обиженна – заслуженный работник культуры России, член-корреспондент международной Академии наук педагогического образования. Отдыхай… Вот тут запнулся – ну, никак не вяжется с этой женщиной слово старость. Всё ещё хороша, полна идей и планов, ни одно из более-менее значимых событий культурной жизни оббласти не обходится без её участия.
На одном из концертов ведущий объявил: “Легенда нашего янтарного края!”
Пафосно, но по сути точно.
Эрнест БУКРИНСКИЙ.