Константин РОЖКОВ
В органах местного самоуправления Александр Ковальский работает с 2006 года. Несколько лет был депутатом Калининградского горсовета. Затем его назначили главой администрации посёлка Приморье Светлогорского муниципального района. В этой должности он проработал до июля 2012 года и сложил полномочия, уволился по собственному почину. Однако его снова призвали в Светлогорск. С повышением. В октябре прошлого года он получил предложение занять должность заместителя главы администрации Светлогорского района. Уже через месяц Ковальский занял место ушедшего в отставку Александра Шарко, став исполняющим обязанности главы администрации.
Ковальского, несмотря на скромную приставку «и.о.», все величают главой района или мэром.
Мэр Ковальский согласился на откровенный разговор с редактором нашей газеты.
– Александр Владимирович, незавидное вам досталось хозяйство. В Светлогорске нет ни одной единицы уборочной техники!
– Да, я получил печальное наследие. Два дворника и лопата. И зима! Никогда не думал, что я так не люблю снег. Раньше открываешь штору – снега по колено, красота! Этой зимой я подбегал к окну и смотрел, снег пошёл или нет? А он идёт и идёт! Я понимаю, что песчаной смеси не хватает, с техникой надо договариваться. А чем больше посыпаешь улицы – тем неприятней думать, сколько весной придётся песка вывозить. Людей не хватает… Коммунальное предприятие оказалось проданным с аукциона. Сейчас мы его возрождаем.
– У светлогорцев много болезненных тем. Это и городская баня, и «Улица янтарных ремёсел», и долги за природный газ. Со дня на день «Межрегионгаз» закроет заслонку на газопроводе.
– Нет. Я решил этот вопрос. Хотели отключить, но не отключат. Сейчас мы регулярно выплачиваем долги. По согласованному графику.
– В городе очень непродуктивная ТЭЦ. Её мощность используется только на 50 процентов. Поэтому долги будут всегда.
– Мы сейчас работаем над договором цессии, чтобы передать котельную эффективной коммерческой компании. На конкурсной основе.
– Которая эффективно будет выдавливать из населения деньги?
– Нет. Сегодня задействованы огромные котлы. Ими отапливать город – всё равно что бульдозером пахать грядки. Мы будем модернизировать теплосети. Если поменять котлы, что обойдётся примерно в 60 млн рублей, и запретить по большому счёту котелковое отопление в многоквартирных домах, то котельная станет рентабельной.
– А появится новая баня?
– Баня будет перенесена в Городок. На место, где планировалось. На месте старой бани будет построен жилой дом, но сначала появится новая.
– С озером Тихим что будет? Оно раздражает всех. Его фактически украли у людей. Мегапроект когда-нибудь завершится?
– В августе первая линия будет закончена. По набережной можно будет гулять и отдыхать на скамейках. В этом году закончим всё. Финансирование обеспечено. По детскому садику задерживаемся. В сентябре, как планировали, мы его не сдадим. Но в октябре-ноябре закончим. Там 150 мест. С введением в строй у нас исчезнет очередь. Наш район станет в области первым, в котором не будет очередей.
– Почему-то всегда получается, что город, которому предыдущие руководители много обещают, на самом деле, как выясняется, остаётся после них не таким уж и благополучным. Год от года хуже. Такое впечатление, что Светлогорск просто умирает. Отдыхающих курортников в этом году совсем мало. Что нужно городу, чтобы он воспрял? Что следует сделать, чтобы после вас не осталось такое же ощущение, как от прежних хозяев?
– Главная ошибка состоит в том, что не у каждого руководителя есть стратегический план развития города и района в целом. Так получается, что каждый руководитель становится пленником текущих обстоятельств. Он принимается за шапочное решение проблем. Например, плохо убирается мусор – давай бросать все силы на уборку. Потом прорвало канализацию – бегут все вместе с главой латать дыры. И кажется, что делается огромнейшая работа. На самом деле такая работа ведёт в тупик. Нужна хорошо укомплектованная команда, которая будет заниматься каждодневными проблемами. Глава администрации должен действовать по стратегическому плану.
– У вас есть собственная стратегия?
– Может, мне повезло или просто так совпало, но на сегодняшний день всё имеется. Я же начинал в Приморье, если помните. Бюджет тогда у поселения был 300 тысяч рублей, то есть по 25 тысяч рублей на месяц. Не было дорог, света – и никакой перспективы. Можно, конечно, было пойти вкрутить лампочку, прибить доску в заборе. Понимая, что это тупик, я начал думать о перспективе. Узнал о возможности получить "Балтийский Артек" – и решил пойти этим направлением. Конечно, пришлось потратить много сил. Пять лет прошло. "Артек" создали. Сезонный. Но уже есть указ президента о строительстве круглогодичного лагеря. Самое главное, вовремя разработать проект – и правительство поможет. Решая, казалось бы, частный вопрос, мы параллельно решили другие. Появилась дорога, освещаются улицы. У молодого поколения Приморья появился стимул остаться там жить, для пожилых создаются более комфортные условия. Дальше. В Приморье и Лесном нет канализации. Плохо работает водопровод. Без нормального водоснабжения и водоотведения развитие посёлков невозможно. Годами там нельзя было ничего строить, ничего не делалось, зарастали бурьяном поля. Тем более что это берег Балтийского моря, вторая горно-санитарная зона. Понимая, что можно получить какие-то деньги от Европейского союза, в виде гранта, я решился на попытку. В результате от ЕС мы получили 100 млн рублей на канализование и локальные очистные сооружения. Проектирование уже заканчивается, будут сооружены 5 КНС, сооружены магистральные сети. Посёлки перестанут под себя гадить. Закроются выгребные ямы. Посёлки получат возможность застройки пустырей и лугов.
– Это долгосрочный план?
– Конечно. Огромная территория, которую не эксплуатируют порядка 10 лет, от Приморья, Лесного до Отрадного – 90 гектаров – принадлежит группе компаний ПИК. Место хорошее. Я сумел убедить эту крупнейшую российскую строительную компанию в том, что не надо бросать участок, а надо им заниматься. В итоге всё вылилось в соглашение между правительством Калининградской области и ПИКом – о строительстве культурно-рекреационного микрорайона. Там будут аквапарк, барологический центр на 200 мест, парк развлечений. Решается вопрос о размещении Ай-Ти-центра, где будет целая компьютерная сеть, использующая самые современные технологии, и будут готовиться программисты. Это 1500 рабочих мест.
– Кем вы заполните эти полторы тысячи рабочих мест?
– Мы говорим об обеспечении молодёжью, которые выпускаются каждый год. Чем выпускникам заниматься? Идти работать официантами или жарить шашлыки на пляже? Им будет предоставлена совершенно новая возможность… Понимая, что строительство без магистральных сетей невозможно – а там ничего нет вообще – ПИК, спонсируя район, выделил на проектирование 20 млн рублей. И мы за счёт ПИКа проектируем, что, в свою очередь, даст возможность включиться в федеральную программу. Сегодня, можно сказать, в Светлогорске катастрофа. Канализационные сети не справляются с нагрузкой. Поэтому в рамках программы мы поменяем и канализационные станции города. Все стоки будут передаваться в ОКОС под Пионерском.
– А Приморье?
– Приморье и Лесное будут обеспечены локальными французскими очистными сооружениями. Это новейшая система очистки…В итоге мы создаём в Приморье многофункциональный комплекс "Балтийский Артек" круглогодичного международного назначения на 1500 мест и более. Там будут отдыхать дети из многих городов России и зарубежья. В сторону Отрадного ПИК создаёт на 90 га рекреационно-учебный комплекс с прогулочными зонами. Дальше – Светлогорск, где сохранится старая часть города. Мы не можем запретить строительство вообще, поэтому там будет разрешено строительство в стиле старой немецкой архитектуры.
– Но пока в курортной части наблюдается тенденция к возведению высотных домов.
– Не согласен. Тенденции такой нет. Если и есть пара домов – всё. Мы сохраним старый облик.
– Не получится так, что вы с ПИКом создадите новый центр активной жизнедеятельности, а старый Светлогорск по-прежнему будет умирать?
– Не будет. Возьмём, к примеру, Гданьск. Почему-то в Гданьске или в Сопоте гармонично сосуществуют новая часть города со старой, в которой, кстати, пройти негде из-за массовых скоплений людей. Примеров много: старая Рига и новая Рига… Старый Светлогорск останется старым Светлогорском.
– Население Светлогорска снова заговорило о театре эстрады. Опасаются того, что вместо него на берегу моря построят жилой многоэтажный квартал. Губернатор Цуканов, давая пояснения слухам, твёрдо не обещал, что театр эстрады будет построен. Его слова только подогрели циркулирующие пересуды…
– Мне трудно комментировать. Я не строитель. Но, присутствуя на совещании у губернатора, я узнал, что подрядная компания «Мурадин» заложила фундамент без арматуры. Стали разбирать проект, вникать, и выяснилось, что надо всё выкопать из котлована – и куда это девать? Сегодняшняя картина плачевна. Можно и дальше закапывать деньги, понимая, что театр эстрады – утопия. Сегодня по ул. Ленина даже на велосипеде не проехать. В «Русь» приехали на двух автобусах немцы, так они вынуждены были носить на руках вещи от поворота на Верещагина. Невозможно развернуться и выехать назад. Обвинять людей за то, что по всей улице стоят машины, – тоже нельзя. Потому что парковки не оборудованы. Можно сделать парковку около переезда рядом с «Янтарным берегом». Но не представляю, как сможет женщина, приехавшая на концерт в белом платье, на каблуках шуровать по Ленина до театра. Театр невозможно оборудовать необходимым количеством парковочных мест.
– Выходит, судьба театра эстрады…
– …Не определена. Распространяются слухи о том, что на форуме якобы подписано с ПИКом соглашение о переносе объекта – это полная ерунда.
– На осуществление ваших планов надо много денег и времени.
– Задача стоит так: к осени 2017 года всё закончить.
– Не слишком ли быстро?
– Если бы какая-то местная компания заявила, что она застроит 90 га, я бы не поверил. Но об этом говорит группа компаний ПИК. Она умеет и хорошо строит. На днях в Светлогорске побывал голландский архитектор, который будет проектировать всё, что будет в Отрадном.
– Откуда финансирование?
– Магистральные сети – за государственный счёт. Всё остальное – порядка 10 миллиардов рублей – деньги ПИКа. Надо заметить, план развития района реализуется исключительно благодаря усилиям команды. Без участия правительства области и губернатора Николая Цуканова грандиозный проект был бы просто невозможен. Николай Николаевич постоянно поддерживает нас. Он находит источники финансирования. Только при его содействии мы получили возможность вписаться в федеральные целевые программы. Губернатор прекрасно понимает, что Светлогорский район может стать тем реальным локомотивом, за которым последует целая серия преобразований и улучшений в индустрии туризма всей области. Как только мы получим первые положительные результаты, пойдут инвестиции.
– Предполагается деление проекта на какие-либо этапы, очереди?
– Да. Сначала строим всю инфраструктуру – аквапарк, дороги, тротуары, стоянки и т.д. Потом – жильё. Порядка 20-25 процентов общей территории отводится под жилищное строительство.
– Кому принадлежит идея оживить этот участок?
– Ковальскому Александру Владимировичу.
– Вы говорили, что руководителю, чтобы справиться с таким объёмом, нужна команда. У вас уже есть команда?
– Для выполнения сегодняшних задач она есть. На реализацию стратегических планов, конечно, не хватает грамотных специалистов.
– И во имя чего всё затеяно?
– Представляем приезжающего сюда москвича, который попадает в двухнедельную хреновую погоду. Куда ему деваться, на что тратить деньги? Он бы поехал, в аквапарке покайфовал. Погулял по набережной. Поплавал бы в хорошем бассейне. Но некуда податься. Такая же история случилась с Друскининкаем. Захолустный, никому не нужный городишко. Все плакали, не знали, что делать. Построили горнолыжные трассы, круглогодичные, – и сейчас ни в одну гостиницу не попасть. То есть отдыхающим надо чем-то заняться. А у нас что? Хорошо в этом году как-то намыло пляж. А так, ни пляжа, ни моря и некуда пойти. И жители Светлогорска, ждущие всю осень и зиму трёх-четырех месяцев летней погоды, оказываются без клиентов, покупателей, посетителей. Мы сами много лет противились развитию. Если бы город имел численность населения 35 тысяч, то всё бы работало по-другому.
– Но этим 35 тысячам что-то надо предложить.
– Вот мы им и предложим – от "Балтийского Артека" до Светлогорска целый комплекс удовольствий. А в районе ФОКа будет микрорайон «Юг» – пусть стоят дома, хоть 9-этажные. Район удобный, на въезде в Светлогорск, куда упирается шикарная автострада.
–Вы рассказали об экономическом плане развития. А как же социальная сфера?
– Всё цепляется друг за друга. Произойдёт цепная реакция. Сразу появится кинотеатр. Какая-нибудь частная поликлиника. Пять-шесть аптек.
– Школы?
– Конечно. Общеобразовательные учреждения района переполнены. Калининград же строит школы. Будем и мы строить.
– Про команду вы сказали, а есть ли в Светлогорске так называемая местная элита, та часть общества, на которую можно опереться?
– Сегодня мы живём в какой-то непрекращающейся политике. Активная часть населения – это торговцы, которые стоят на улице. Есть другая часть – пенсионеры, воздействующие на умы. Для них мы создали университет, вы о нём писали. С торговцами же сложней. С ними приходится иметь дело от волнения к волнению. Например, взять «Улицу янтарных ремёсел», которую не могут достроить несколько лет. Людей жалко. Им заняться нечем. Я бываю во многих городах, за рубежом. Там все чем-то заняты, крутятся день и ночь, зарабатывают деньги, что-то в их жизни происходит… А тут – как болото! Уцепились за этот спуск к «солнечным часам» и за место, где «Гранд-палас». Больше их ничто не интересует. В рамках развития всё должно быть по-другому. Была, например, Москва в пределах Садового кольца, за ним кто-то жил и держал кур – и ему было хорошо. Но сейчас Москва шагнула за третье кольцо! И Светлогорск не будет останавливаться. И надо спокойно относиться к разрастанию.
– Разве не мешает городу и району развиваться присутствие государственных земель?
– Самая большая проблема – мы не можем предоставить многодетным семьям под индивидуальную застройку ни одного участка. Потому что в распоряжении района всего 11 процентов земли! Они давно распределены. Остальная земля – у Российской Федерации и Министерства обороны. У нас не осталось свободной земли совсем. Надо решить пустяковый вопрос – приходится вести затяжные переговоры с Росимуществом. Просто катастрофа!
– А можно решить проблему в масштабах всего города и сразу?
– Мы сейчас занимаемся как раз этим.
– Что нужно?
– Желание Российской Федерации и Минобороны передать землю. Хотя они должны были это сделать по закону. Наш муниципалитет – единственный в области, который оказался в таком тупике.
– Вы будете добиваться передачи земель муниципалитету?
– Уже добиваемся.
– Александр Владимирович, вас не пугает ноша, которую вы пытаетесь протащить до 2017 года?
– Сначала тяжело. Потом втягиваешься в ритм.
Опубликовано в газете "Светлогорье" №5 от 10.07.13.