Программа "Особое мнение" на Эхе Москвы
Ольга Журавлева― ...Глава Минобороны Британии видит в России угрозу странам Балтии. Министр обороны Майкл Фэллон заявил, что Россия представляет собой реальную угрозу странам Балтии, и выражает обеспокоенность в связи с политикой российских властей по отношению к этим странам. Опасается, что действия, предпринятые в Крыму и на востоке Украины будут повторены в отношении Литвы, Латвии и Эстонии. В частности, по его мнению, эти действия могут включать в себя отправку военнослужащих, не находящихся на регулярной службе – наших любимых «вежливых людей», - кибератаки, а также разжигание конфликтов между русскоязычным меньшинством и жителями стран Балтии.
Вы, как частично житель стран Балтии, считаете, что в принципе подобные вещи реальны?
Артемий Троицкий― Я считаю, что в принципе неплохо, что он это сказал. То есть руководство стран Балтии это слегка успокоит. Насколько это успокоит население стран Балтии, мне сказать трудно. Там в принципе, естественно, имеется определенный водораздел по национальной части, то есть аборигены, собственно этнические эстонцы, литовцы, латыши – они, в общем, относятся к российской политике, к Путину и всей этой украинской авантюре крайне отрицательно. Что касается до русского населения, то оно расколото примерно так же, как русское население у нас в России, то есть есть те, кто одобряет, есть те, которые в ужасе от этого.
Но в любом случае, думаю, что, конечно же, украинский сценарий в странах Балтии невозможен. Во-первых, потому что они члены ЕС, члены НАТО, а в уставе НАТО имеется известный 5-й пункт, который гласит, что если на одну из стран кто-то наезжает, то НАТО дает солидарный отпор. У нас, естественно, имеются такие политологи-алармисты вроде, скажем, Андрея Пионтковского, которые делают целый логический политический дискурс на тему: Вот если Россия захочет прибрать к рукам Нарву, которая находится вблизи как раз русско-эстонской границы, - то вот, неужели пойдут страны НАТО воевать за Нарву? Я вот думаю, что пойдут, потому что это дело принципа. И при всей определенной их никчемности и при определенной их циничности, и определенной их беспечности, и так далее, - в общем-то, конечно, они на это дело отреагируют адекватно.
Вторая причина, почему я думаю, почему Россия, конечно же, не сунется в страны Балтии заключается в том, что для этого нет технической возможности. В общем-то, давно замечено, что все наши эти гибридные, а также и открытые интервенции осуществлялись в том случае, если для этого были какие-то основания, то есть были какие-то метастазы. То есть, скажем, в Крыму имеется российская военная база. Аналогичные истории были и в Абхазии, и Осетии, и в Молдавии.
О.Журавлева― Там были наши граждане, в Абхазии.
А.Троицкий― Тоже наши войска и прочее. В Украине, если взять уже не Крым, а восточную Украину – там открытая граница, то есть хочешь – заезжай на автобусе, хочешь – на «Запорожце», а хочешь – на танке. Граница открыта, и в общем-то, можно делать все, что угодно. С балтийскими странами граница закрыта. То есть Берлинской стены там еще нет, но я так понимаю, что она там будет возводиться.
О.Журавлева― В каком смысле?
А.Троицкий― В том смысле, что сейчас там, как я читал, граница обустраивается. То есть, если раньше она там была не то чтобы прозрачной, но, по крайней мере, как-то можно там было просочиться в небольших количествах…
О.Журавлева― То сейчас контрольно-следовая полоса будет, вышки, все дела?
А.Троицкий― Да, да. То сейчас это все уже обрастает всеми необходимыми деталями и аксессуарами. Соответственно, имеется визовый режим, которого у нас с Украиной тоже отродясь не было. То есть взять и протиснуться в ту же Эстонию, Литву, Латвию какой-нибудь мало-мальски существенной группе «зеленых», «вежливых» или каких-нибудь там еще мутировавших «человечков», не представляется возможным. Поэтому, думаю, что британский министр, он, конечно, до некоторой степени вопрос ставит верно, но это скорее так, чтобы морально поддержать, а не для того, чтобы всерьез озаботиться.
О.Журавлева― Прибалтийские, собственно, руководители – кто-то уже делал заявление: просил граждан не истерить по этому поводу, спокойно на это реагировать, но как бы тоже, видимо, принял этот сигнал неких опасений. Мы, кстати, еще помним, что у нас с Прибалтикой все очень сложно: у нас там Калининград, посреди Прибалтики буквально. Так что, если вы говорите, что никаких там поводов и всяких метастаз нет, то тут, вообще, все очень сложно с Прибалтикой.
А.Троицкий― С Восточной Пруссией, я думаю, действительно непросто. Но я думаю, что это может быть проблемой для России с совершенно другой точки зрения. Если уж говорить там о всяких сепаратистских тенденциях, касающихся нашей страны, то, я думаю, что Калининградская область один из верных кандидатов...
Полностью материал почитать послушать можно здесь: http://echo.msk.ru/