12 Фев, 2013
Корреспондент «НВ», всю жизнь отдавший армии, пытается разобраться, как называть государственного чиновника, который нанёс колоссальный ущерб национальной безопасности России и при этом продолжает оставаться сухим.
Валерий ГРОМАК, собкор «НВ», капитан 1 ранга запаса, КАЛИНИНГРАД
Вор, как известно, должен сидеть в тюрьме. Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в тюрьме не сидит. Стало быть — не вор… Он даже не является обвиняемым по масштабному делу о мошенничестве с имуществом военного ведомства. Под подпиской о невыезде находится руководитель Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова (её освободили из-под стражи «в обмен» на активное сотрудничество со следствием), продлён срок ареста её гражданскому мужу Максиму Закутайло, ранее занимавшему должность гендиректора Окружного материального склада Московского округа ВВС и ПВО.
Под домашним арестом в хоромах из 14 комнат отдыхает бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. Арестованы врио начальника хозяйственного управления военного ведомства Николай Рябых и заместитель гендиректора компании «Славянка» Константин Лапшин.
И почти еженедельно появляются всё новые и новые факты хищений и мошенничества в военном ведомстве, которым на тот момент руководил г-н Сердюков. Так, возбуждено уголовное дело о причинении государству ущерба на 266,2 миллиона рублей при выполнении госконтрактов на Центральном авторемонтном заводе в городе Энгельсе, входящем в структуру «Оборонсервиса». Стране нанесён ущерб в 292 миллиона рублей при продаже комплекса зданий в центре Москвы. Под директивой – подпись Сердюкова…
Тем временем в громком деле о злоупотреблениях при благоустройстве резиденции мужа сестры Анатолия Сердюкова может появиться новый эпизод, связанный с сервисной аэродромной компанией — ООО «Чкалов авиа». Фирма организовывала за госсчёт доставку к элитной базе отдыха «Житное» VIP-персон и военных строителей. При бывшем министре этот объект, неофициально именуемый «сердюковской дачей», был за госсчёт озеленён, а от базы отдыха до рыбных угодий проведена дорога.
Итак, задержаны лица из самого ближнего окружения Сердюкова, его родственники являются фигурантами громких дел, а министр, оказывается, о том, что творили его сподвижники, и слыхом не слыхивал…
Не знаю, как в другой среде, но военные говорят так: у плохих подчиненных не может быть хорошего командира, а у подчиненных-воров не может быть честного начальника.
Тем временем в защиту Сердюкова поспешил выступить сам премьер-министр Дмитрий Медведев, заявивший, что «Сердюков в качестве министра обороны работал весьма эффективно». Уж лучше бы Дмитрий Анатольевич молчал. Люди в погонах на себе испытали эту «эффективность». Эффективно (или эффектно?) развалил военное образование. Эффективно собрал всю авиацию на нескольких базах, поставив самолеты крылом к крылу — достаточно одной крылатой ракеты, чтобы уничтожить всю авиацию округа. Эффективно развалил старую структуру, создав опереточные бригады, способные только гонять отряды боевиков. Развалил тыл вооруженных сил, да так эффективно, что войска полноценно не могли выйти в поле. Некому было ни кормить, ни снабжать солдат, которые в новой форме мёрзли, как те суслики в степи, не успевшие попрятаться по норам.
Масштаб ущерба, нанесённого стране Сердюковым в бытность его главой военного ведомства, даже по тем куцым фактам, которые просачиваются в прессу, уже не поддается осмыслению. Речь идёт не только об уголовных делах по хищению средств в особо крупном размере, но и, мягко говоря, неправильных управленческих решениях, которые, в принципе, могут даже подпадать под критерии государственной измены.
Взять, например, контракт стоимостью более 1,5 млрд долларов о совместном производстве в Воронеже итальянских бронемашин Iveco LMV M65 («Рысь»), прозванных экспертами за дороговизну и низкую боевую ценность «белыми слонами». От них уже решено отказаться, но чтобы избежать штрафных санкций, закупку 1775 броневиков придется выполнить полностью… Кроме того, выяснилась пикантная подробность: перед принятием окончательного решения о выборе приоритетов, российские и итальянские бронемашины испытывались в разных условиях — зарубежные образцы выводились на полигон в сухую погоду, российские — в непогоду. Именно по итогам таких испытаний и был сделан вывод в пользу иностранных аналогов.
А контракт на «Мистрали»… Вы только вдумайтесь! Решение стоимостью 1,2 млрд евро принималось без определения места этих кораблей в боевом составе флота, без понимания того, что нужно для их эффективной эксплуатации и технического обслуживания! И как это можно назвать?
Первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ И. Харченко подчеркнул, что инициатива закупки этих кораблей, исходившая от Сердюкова, «нанесла ущерб отрасли и государству». И это не единственный ущерб по вине экс-министра, добавил Харченко.
Пресс-секретарь президента РФ просил не называть Сердюкова вором. «Что касается причастности Сердюкова к коррупционному скандалу — это должно быть проанализировано следователями и предъявлено суду», — заявил премьер-министр Медведев. При этом он, правда, согласился, что в действиях Сердюкова были ошибки. Я же и мои товарищи — ветераны вооруженных сил — считаем, что в решении вопросов обороноспособности страны ошибок не бывает. Это не ошибки, это — преступления. Но здесь, как видите, наши оценки расходятся с оценками премьера. А жаль…
NB!
Главная военная прокуратура направила в Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации ещё один материал по факту продажи земельного участка на берегу Черного моря по заниженной цене. В результате махинаций государству был нанесен ущерб в размере 56 млн руб. Соответствующее решение подписал в бытность министром г-н Сердюков. Обнаруженный факт будет принят во внимание при рассмотрении дела «Оборонсервиса».