Свои своих не сдают
5 марта
Валерий ГРОМАК, собкор «НВ», капитан 1 ранга запаса
Внезапная проверка боеготовности армии показала, до чего довели её Сердюков и компания.
Как известно, в феврале Генштаб ВС России провёл внеплановую проверку ряда соединений и воинских частей Центрального и Южного военных округов, органов военного управления, военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и 12-го Главного управления Минобороны РФ.
О том, что их подчинённые будут подняты по тревоге, не знали ни командующие войсками округов, ни даже заместители министра обороны. Бригадам и полкам предстояло выдвинуться в районы учений — кому своим ходом, а кому — железнодорожным и авиационным транспортом. Всего «в ружьё» были подняты около 7 тысяч военнослужащих, несколько сотен единиц боевой техники, а также около 40 самолетов и вертолётов.
Полк 98-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированный в Иванове, самолетами Ил-76 в тот же день был переброшен на аэродром под Челябинск. Оттуда своим ходом совершил 100-километровый марш на Чебаркульский полигон и там отстрелялся. Вот, пожалуй, и весь положительный итог.
По словам начальника Генерального штаба генерала армии Валерия Герасимова, многие оперативные дежурные оказались не в состоянии даже довести до подразделений сигнал тревоги по автоматизированным системам боевого управления. А дежурный по 201-й военной базе в Таджикистане команду о начале учений и вовсе проспал.
По словам Герасимова, внезапная проверка показала слабую выучку выпускников учебных центров Минобороны РФ, в особенности механиков-водителей. Результат — боевые машины глохли как при выдвижении из парков, так и на марше. Расстроили генерала армии и результаты стрельб из штатного вооружения БМП и танков. А ещё — состояние боевой техники. Из-за неисправностей, к примеру, пять числившихся исправными вертолетов Ми-24 и Ми-8 565-й авиационной базы 2-го командования ВВС и ПВО так и не смогли принять участия в учениях. Были вынуждены вернуться на свои аэродромы и два штурмовика Су-25 одной из авиационных баз 4-го командования ВВС и ПВО, с которых во время бомбометания с направляющих не сошли бомбы.
Вывод напрашивается горький: получается, что, кроме масштабного воровства в Минобороны, экс-министр военного ведомства Сердюков со своими «амазонками» нанёс непоправимый урон и боеспособности страны. Об этом я уже писал в материале «Кто, если не вор?» (см. «НВ» № 5 от 12 февраля. — Примеч. автора). Публикация вызвала массу откликов. Мне звонили из Северодвинска, Владивостока, Пензы… И задавали прямой вопрос: «Когда же посадят Сердюкова?». Отвечаю: никогда.
В этом мнении меня укрепил сам президент России Владимир Путин. Выступая на коллегии Минобороны, он заявил, что ревизий в армии по итогам проходившей военной реформы не будет. Таким образом, глава государства прозрачно дал понять, что экс-министр Анатолий Сердюков — фигура неприкасаемая. Тот якобы работал не безгрешно, но эффективно — подчеркнул Путин, практически повторив оценку, которую дал Сердюкову премьер, супруга которого, кстати, доводится двоюродной сестрой небезызвестной госпоже Васильевой. Эта дама обнаглела настолько, что уже требует вернуть ей изъятое следствием имущество на несколько миллионов долларов.
В общем, пока Россией правит так называемый дуумвират, Анатолия Эдуардовича не посадят — можете не сомневаться. Ну, разве что легонько подправят перестроенное им здание с надписью «Вооруженные силы РФ» на фасаде. А опальному реформатору подыщут другую непыльную работенку.
Ведь посадить Сердюкова — это значит признать лидерам страны своё непосредственное участие в развале армии и флота. Кто ж на это пойдет?