Политическая энтропия
Процесс трансформации популизма в фашизм
может принимать внешне совсем не угрожающие формы,
а может и вообще быть незаметным со стороны
— фасад останется прежним,
несмотря на изменившееся содержание.
Григорий ЯВЛИНСКИЙ.
Григорий Явлинский опубликовал серию статей, в которых затрагиваются фундаментальные вопросы современности не только российского масштаба, но и всего мира. По мнению редакции СК, эта работа стала результатом всей его политической и научной деятельности, венцом его жизни. Григорий Алексеевич одним из первых осознал, что мир зашёл в тупик. Исчерпали себя такие формы общественного устройства, как феодализм, капитализм, социализм, рождённые опытом человечества, не говоря уже о коммунизме, порождении бредовых умов. И такой модной демократии, вырождающейся на наших глазах, по всей видимости, приходит конец. Человечество стоит на пороге открытия и применения какого-то иного способа самоорганизации.
Предлагаем вниманию читателей вступительную статью Явлинского. Кто захочет – продолжит чтение основных глав, которые называются: О ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НОВОЙ ЭПОХИ; ПАНДЕМИЯ И ПОЛИТИКА; ИНФОРМАЦИОННАЯ ОХЛОКРАТИЯ; ОБ ЭКОНОМИКЕ НОВОЙ ЭПОХИ; МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР; ЧТО ДЕЛАТЬ? ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ.
Вступление
Россия, конец 2020 года. Авторитарный режим становится все жёстче. Несменяемость власти утверждена законом. Суды всех уровней почти полностью утратили независимость. Под запретом скоро окажется любая реальная политическая деятельность. Июльские неправовые изменения Конституции, как и предполагалось, претворяются в жизнь в форме репрессивных законов, которые штампуются в Госдуме один за одним. Президент — уже больше 20 лет находящийся у власти в стране, где выборы не являются ни свободными, ни открытыми, ни честными, — заявляет, что изменений требует избирательная система где-то за океаном. Его политика строится на иллюзии, что, провозгласив Россию «особой цивилизацией» и изолировавшись от мира, цепляясь за обломки прошлого, можно избежать бури перемен, да ещё и использовать нарастающий хаос в своих интересах.
Однако мир очень быстро и необратимо меняется, и отсидеться в стороне никому не удастся. Информационно-цифровая революция настолько ускорила жизнь, что человечество, возможно, впервые в истории отстало ментально от технологического прогресса.
На этом фоне в России разрастается корпоративно-мафиозное государство, опирающееся на ложь, насилие и страх. Это ключевой результат кризисных процессов в мировой политике для нашей страны.
И происходящее вовсе не сводится к каким-то «особенностям» русской истории и политики. Вот в центре Европы автократические правительства Венгрии и Польши блокируют бюджет ЕС, поскольку не желают выполнять ключевые обязательства по соблюдению прав человека и демократических свобод. Агрессивный национализм, с одной стороны, и нарастание религиозного фундаментализма — с другой, представляют серьёзную проблему для всей Европы.
В США тем временем свыше 60 млн граждан верят, что итоги последних президентских выборов могли быть сфальсифицированы. За четыре года президентства Трампу удалось сделать то, что не смогли все противники и враги Соединенных Штатов за последние лет двести, начиная с племён индейцев-апачей и заканчивая террористами из «Аль-Каиды». Подорвано доверие американцев к институту выборов. Под ударом оказались и другие ключевые демократические институты — суд и пресса.
Происходящее, возможно, ещё не окончательный приговор демократии, но, безусловно, показатель глобального сдвига в сознании. Солженицын, рассуждая о состоянии умов в России 1917 года, использовал выражение «обморок национального сознания». Сейчас можно говорить о глобальной спутанности сознания и, как следствие, политической энтропии. Это происходит не вдруг, не на пустом месте, а является реакцией на острые противоречия меняющегося мира.
Недоверие к ключевым институтам, ненависть к элитам и их слабость, нарастание расслоения в обществе и неравенства возможностей, зарождение квазиклассовых массовых протестных движений — все это проявления кризиса, одним из следствий которого является усиление позиций тоталитарного сознания в противовес рациональному.
Преодоление разрастающегося хаоса не просто уборка в доме после похозяйничавшего там нечистоплотного проходимца. Глобальный кризис общественно-политической сферы не может быть разрешен победой Байдена, переформатированием «большой семерки» в какую-нибудь «демократическую десятку», форумами и конференциями или созданием комитетов и комиссий в защиту демократии. Очевидно, нужны принципиально новые решения, которые потребуют приложения всех интеллектуальных и творческих возможностей современной цивилизации.
Первый шаг состоит как раз в том, чтобы осознать, как и почему изменился мир.
В серии статей под общим названием «Политическая энтропия. Цифровые технологии и глобализация беспорядка» рассматриваются процессы, решительно меняющие мировую политику и формирующие экономику новой эпохи. Кроме того, в публикациях речь идёт о серьёзных изменениях в обществе, ускоренных пандемией коронавируса, в контексте влияния четвёртой промышленной революции, прежде всего информационно-коммуникационных технологий, на политику и жизнь человека. В конечном счёте главный вопрос современности — способно ли человечество определять свою судьбу. Цель этого цикла публикаций — обратить внимание на особенности новой эпохи и попытаться наметить путь в безопасное и достойное свободного человека будущее.
Источник: https://www.yavlinsky.ru/