Константин РОЖКОВ
С 30 ноября прошлого года почти на трое суток сайт Свободный Калининград оказался заблокированным. Не всеми, а только двумя интернет-провайдерами – «ТИС Диалог» и «Мегафон». Чья-то наглая выходка послужила поводом для обращения в соответствующие государственные органы, призванные обеспечивать защиту свободы в интернете. На профессиональном языке российской «киберполиции» преступлении в отношении меня как обладателя прав на сайт называется «внесением в технические средства или программное обеспечение компьютерных систем изменений, приводящих к уничтожению, блокированию или модификации информации».
В понедельник, 3 декабря, так и не дождавшись от провайдеров исполнения их прямых обязанностей и извинений по поводу кибер-диверсии, я вынужден был обратиться с письменным заявлением за защитой своих прав к Евгению Мартынову, генералу, который командует УМВД Калининградской области. Примерно такое же заявление я адресовал непосредственно в отдел по борьбе с преступлениями в сфере телекоммуникаций.
Полицейские специалисты разбирались долго, до 26 декабря. И только 10 января уже текущего года, воротясь из горнолыжных прерий Польши, я обнаружил в почтовом ящике конверт, разрисованный множеством печатей Центра «Э». Видимо, какая-то барышня-делопроизводитель сего важного учреждения, ещё не вполне адаптировавшаяся в деловом мире после школьной скамьи, в праздничном настроении, развлекаясь, нашлёпала ровненькие симпатичные оттиски «Для пакетов» – целых 11 штук на оборотной стороне конверта.
В «пакете» оказалась бумажка, лапидарным языком сообщавшая о том, что по моему обращению проведена проверка, однако информация об ограничении доступа к интернет-сайту СК указанными провайдерами «не нашла своего подтверждения».
Подписал ответ начальник центра по противодействию экстремизму полковник полиции Александр Шельпеков.
Шельпеков, как и многие его коллегии, формулируя ответ, особым творчеством не блистал. Он использовал стандартную формулу. Но, если вдуматься, что такое «не нашла своего подтверждения»? Это означает, что информация о блокировании сайта, которую засвидетельствовали сотни пользователей, реальна и никем не опровергнута (на что в ответе указывает и сам Шельпеков, написав «своего»), а один полицейский подтверждения ей не нашёл. Стало быть, полковник, а точнее, его сотрудники, с поставленной задачей не справились. Или не стремились справиться.
Возможно, подчинённые Шельпекова не сумели выявить преступления потому, что занимались не свойственным им делом? Их задача выявлять экстремистов и привлекать их к ответственности, а искать преступников в сфере телекоммуникации всё-таки прерогатива отдела «К», которому и адресовалось моё заявление.
Впрочем, к интернету центр «Э» опосредованное отношение в особых случаях имеет – когда нужно обезвредить опасный экстремистский сайт или социальную сеть. Только по приказу центра «Э» блокируются сайты.
Мартынов, видимо, не ошибся, поручив разобраться с фактом блокирования сайта СК г-ну Шельпекову. Но, кто ж это признается, что он отдавал команду закрыть доступ к информационному порталу? Зная, что закрывать сайты или ограничивать в к ним доступ можно только на основании решения суда…
Факт – сайт Свободный Калининград был блокирован в течение 3 дней. И какое отношение к этому событию имеет шеф центра «Э» Александр Шельпеков, знает только генерал Евгений Мартынов. Но Мартынов мои вопросы, поставленные в заявлении, проигнорировал.
Просил же я генерала о следующем:
1. По указанным мной фактам провести проверку интернет-провайдеров ТИС Диалог и «Мегафон», которыми в нарушение моих конституционных прав в произвольном порядке блокирован доступ к сайту Свободный Калининград;
2. Установить лиц, которые дали незаконное указание произвести противоправные действия, а также лиц, которые выполнили это незаконное распоряжение;
3. При установлении признаков преступления возбудить уголовное дело.
Мягко говоря, заявление о преступлении, адресованное Мартынову 5 декабря осталось без соответствующей реакции. На юридическом языке это именуется бездействием.
Кстати, 10 января история повторилась. Весь день у меня в "Диалоге" не открывался Свободный Калининград. Любой сайт, даже президентский, открывался, а СК - нет. Фантастика? Нет, реальность. Заработал СК только к вечеру, и поэтому мне удалось разместить информацию, которую вы сейчас прочитали.