Один простой вопрос на пресс-конференции в Женеве вызвал бурную реакцию и стал поводом вновь говорить о моей эмиграции из России. Я хочу прояснить ситуацию. Россия есть и всегда будет моей страной, и я сейчас путешествую по миру с российским паспортом. Хотя я родился в СССР и провел большую часть своей взрослой жизни в постоянных разъездах, именно Россию я считаю своим домом. Я не могу позволить Путину и его подельникам быть здесь хозяевами. Криминальный путинский режим всего лишь временное заболевание, которое, я верю, иммунная система страны должна преодолеть.
Я делаю все, что от меня зависит, чтобы приблизить этот момент. Перед тем как я ушел из профессионального спорта, я представлял Россию за шахматной доской. После я провел годы, участвуя в протестных акциях, выступая на митингах, сталкиваясь с полицией. Сегодня я продолжаю борьбу с кремлевскими преступниками на международной арене. У меня состоялись сотни встреч и выступлений, целью которых было убедить международное сообщество в необходимости введения санкций против криминальной верхушки сегодняшней России. Недавно США приняли Акт Магнитского, Европа, несмотря на бешеное сопротивление путинских лоббистов, с каждым днем все ближе подходит к такому же решению. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что эти санкции подрывают саму основу власти Путина: лояльность российской правящей элиты зависит от способности Путина гарантировать ей возможность спокойно пользоваться за рубежом награбленным в России.
Понимая шаткость своего положения, Путин решил идти до конца. Начавшиеся в худших традициях советских времен политические процессы по Болотному делу — демонстрация готовности перейти от единичных политзаключенных к массовым репрессиям. Я уже был "приглашен" на беседу в СК в качестве свидетеля по одному из дел Развозжаева — в сегодняшней ситуации такое предложение, как минимум, закончилось бы подпиской о невыезде. Покорно вписав себя очередной жертвой в список режима, я вряд ли смогу повлиять на скорейший уход Путина. Было бы странно уповать на милость Следственного Комитета, возглавляемого Александром Бастрыкиным, который заслуживает того, чтобы быть одним из первых в списке Магнитского.
Пусть никто не сомневается в моей приверженности свободной и сильной России или в том, что я постоянно работаю для достижения этой цели. Многие из моих друзей в оппозиции рискуют своей жизнью и своей безопасностью каждый день, и они заслуживают пристального внимания и защиты мирового сообщества, к чему я и прикладываю свои усилия. И я сделаю все от меня зависящее, чтобы поддержать моих коллег и моих соотечественников, пока Путин и его подельники не ушли навсегда.
P.S. Подробнее о ситуации я расскажу в эксклюзивном интервью журналу The New Times, которое выйдет в понедельник.