Константин РОЖКОВ
Знаю, что навлеку на себя гнев большинства моих земляков, но дальше скрывать эту информацию нельзя. Приготовьтесь. И не падайте в обморок.
Кажется, наши экономические "стратеги" сами себе вырыли янтарную могилу. В том смысле, что десятилетиями слагавшийся миф о Калининградской области как о некой янтарной Мекке, остался только в головах тех, кто лелеял сказку. Мир давно понял, что в месторождениях Калининградской области сосредоточено не 90% запасов сырца, как трещат наши официальные пропагандисты, а примерно 20-30%.
Не так давно в СМИ промелькнула информация о том, что поляки якобы начали сами добывать "солнечный камень". Тут же нашлись возмущённые "патриоты".
Проверяя версию, я встретился с польскими предпринимателями. Не очень охотно, но они приоткрыли завесу плохо скрываемой тайны. И показали фильм. Ещё в 2008 году берлинская редакция телеканала National Geographic сняла документальный ролик о польских янтарных старателях.
Благодаря китайской политике Калининградского янтарного комбината – о чём подробно рассказано на сайте СК – польские ювелиры, остались без российского янтаря. Веками формировавшиеся династии мастеров не желали хоронить своё умение только потому, что какому-то директору комбината пришло в голову изменить направление продажи камня с польско-литовского на китайское. Наши соседи нашли выход. Сегодня, как утверждали мои собеседники, на территории республики действуют примерно 120 бригад. Они не боятся ни налоговой инспекции, ни полиции, ни бандитов. Поскольку от государства имеют лицензии. Каждая бригада помповиков извлекает из земли в среднем 5 кг сырца в день. Общая ежедневная добыча составляет 600 кг. В течение года получается примерно 200-250 тонн. Почти столько, сколько добывает Калининградский комбинат (официально заявляется 300-350 тонн).
Себестоимость добычи польского камня, несмотря на глубокое залегание, в 5 раз ниже нашей промышленной. Это свидетельствует о том, что соседский янтарь по этой части вне конкуренции. Залежи исчисляются тысячами тонн.
Ведётся добыча и на Украине. В основном, нелегально. По сведениям поляков, в год братья-славяне имеют примерно 300 тонн. Каждый день в леса на разработки устремляется 7 тысяч старателей – в условиях нынешней экономики бизнес более чем доходный, хотя и небезопасный. Фотоснимки тамошних карьеров напоминают времена золотой лихорадки на Клондайке девятнадцатого века.
|
|
На снимке можно насчитать более 30 украинских копателей
|
Президент Александр Лукашенко как-то на заседании своего правительства возмутился, что на территории Белоруссии не добывают нефть: "Не может такого быть, чтобы её не было у нас. Ищите!" Не знаю, нашлось ли у сябров "чёрное золото", но янтарь белорусы разведали. Лукашенко дал указание взять доходный промысел под государственный контроль.
Конечно, польский и украинский уступают нашему по возрасту (их янтарь на несколько миллионов лет моложе, но какое значение это имеет для массового потребителя изделий?!) и по цветовой гамме. В основном, украинский камень имеет матовую структуру. Однако…
Сырьё, добытое в Янтарном, на 80% состоит из некондиционной мелочи (вот почему Михаил Зацепин, последний директор комбината, местным – и только местным! – переработчикам при закупке навязывает именно 80% мусора). По словам калининградских добытчиков, фракция +23 в общей массе составляет приблизительно 12%, фракция +32 – 8-9%. На поделки годится примерно 20% извлечённого из синей глины, т.е. до 60 тонн в год.
Среди украинского янтаря поделочных фракций – 80%, что составляет 200 тонн в течение года. Т.е. в ТРИ раза больше, чем добывается у нас.
Надо заметить, украинский янтарь – это монолитные куски. Половина нашего – куски с трещинами и слоями.
Украинский янтарь
|
Украинский янтарь |
Российская власть так и не воспользовалась возможностью превратить янтарную отрасль в мощный источник бюджетного пополнения. Карьер и переработка стали добычей янтарных стервятников. И ныне, уверяют жители посёлка Янтарного, самые крупные куски, попадающие со дна карьера на транспортёр, до верха не доезжают. Воруют.
Калининградский янтарь
|
Калининградский янтарь |
"Опасность в том, что комбинату придётся закрываться", – сказал один из старейших руководителей янтарной отрасли.
Надо думать, сотни переработчиков без сырья не останутся. Властям под давлением обстоятельств придётся всё же узаконить частную добычу и, как в Польше, приступить к продаже лицензий. Разовьётся здоровая конкуренция, и всё упорядочится.