Константин РОЖКОВ (специально для СК и "Светлогорья")
Обложить данью
В Светлогорском городском суде рассматривается уголовное дело, фигурантом которого стал полковник полиции Евгений Летунов, шеф местного отдела МВД России.
О том, как фамилия Летунова попала в материалы доследственной проверки, можно узнать из диалогов, происходящих на заседаниях, где председательствует судья Марина Маношина.
Процесс идёт по-будничному, скучно и монотонно: вопрос – ответ, вопрос – ответ… Только однажды возникла забавная ситуация. Это случилось 30 марта. Возмутителем судебного спокойствия невольно стал ваш покорный слуга. Моё появление в зале заседаний чрезвычайно возбудило Ольгу Глущенко, защитника подсудимого Олега Попова, бывшего участкового, бывшего майора полиции. Ольга Валентиновна была категорически против моего присутствия и потребовала объявить процесс закрытым. Жаловалась судье: «По-моему, Рожков его фамилия, сидит, что-то пишет… прошу отказать в участии прессы…» Судья, проявляя выдержку, терпеливо разъяснила экзальтированной женщине содержание статьи 241 УПК («Гласность») и провела короткий вежливый ликбез – специально для бывшей судьи Глущенко.
Бывший майор полиции погорел на банальной взятке. Так считает Светлогорский межрайонный следственный отдел.
В далёком 2013 году, как установили следаки, Попов, будучи участковым уполномоченным посёлка Янтарного, крышевал бизнес Елены Зубовой. Бизнес был незатейлив. Простое кафе на улице Советской. Олег Александрович пронюхал, что в популярной точке продаётся спиртное. Без специального разрешения. Как из такой ситуации не извлечь для себя выгоду? Вот участковый и предложил мужу хозяйки заведения, Виталию Зубову, спокойную жизнь. Всего за 5 тысяч рублей. В месяц. А чтобы не попасть в поле зрения спецслужб, Попов попросил Зубова перечислять «ясак» на банковский счёт – на бумажке написал номер. Сказал, что теперь можно звонить ему. Он закроет любую проблему. Банковский счёт принадлежал другому лицу. Об этом Зубов узнал, как только сделал первый платёж.
Тайна «сделки» раскрылась через 14 месяцев. Совершенно случайно. Когда Попов успел собрать «урожай» в сумме 75 тысяч.
Кинуть, как лохов
Однажды в кафе Зубовых нагрянули проверяющие. Прямо из Калининграда. Они установили, что в кафе незаконно отпускаются спиртные напитки. Заинтересовались. Начали составлять протокол. Владелица кафе вспомнила, что Попов обещал защитить от любых проблем. Принялась звонить крышевателю. Тот на звонки не отвечал. Тогда она вспомнила про визитную карточку начальника МО МВД России «Светлогорский» полковника Летунова. Стала лихорадочно набирать телефонный номер, однако и этот абонент глухо молчал. Проверяющие заглянули в карточку, которую держала Зубова, и обомлели. Тем не менее изъяли бутылки и отбыли с чувством выполненного долга.
С того момента правоохранительные органы заинтересовались Поповым, а заодно его шефом Летуновым.
Прос…ть репутацию
Евгений Викторович проходит по делу в качестве свидетеля.
По версии Виталия Зубова, Попов утверждал, что регулярные платежи с бизнесменов взимаются именно для Летунова, который, как утверждал участковый, давно под себя подмял весь Светлогорск, а теперь решил взяться за посёлок Янтарный. Для убедительности подсудимый как-то весной 2013 года подкатил на машине к кафе. Показал Зубову своего начальника, познакомил и даже попросил у того для Виталия «визитку». Демократичный полковник тут же вынул картонку и передал. Попов сказал, что Летунову можно тоже звонить в любое время.
Семья Зубовых уверовала во всемогущество своей «крыши», тем более что Попов называл своего шефа земляком.
В суде, куда его вызвали, Летунов говорил, что заехал в кафе по малой нужде. Там его Попов и использовал. Больше полковник никак не участвовал в крышевании предпринимателей.
Добрый мент
Попову, после того, как его «повязали», не оставалось ничего другого, как придумывать правдоподобную версию. И главным его свидетелем стал Юрий Бычков, заместитель атамана Балтийского отдельного казачьего хутора посёлка Янтарного.
Как докладывал суду Бычков, однажды он ехал с Поповым мимо теперь уже знаменитого кафе. Попов предложил остановиться, ему-де надо отдать Зубову 80 тысяч рублей. В долг. На развитие бизнеса. В присутствии казака участковый даже пересчитал пятитысячные купюры.
Дружки подъехали. Вышел Зубов и взял пачку денег.
Заботливый казак поинтересовался, отдаст ли Зубов долг. Участковый заверил, что это человек надёжный. Потом Бычков даже спрашивал у Олега Александровича, погашается ли долг. Заботился о добром и доверчивом полицейском. Но однажды в интернете прочитал, что Попова из полицейских уволили за взятку. Снова заволновался и напросился в свидетели.
Надо заметить, казак так волновался за своего кореша, что, отстояв за трибуной свидетелей в суде, ещё часа полтора сидел в машине близ здания суда, пока не появился подсудимый. Вдвоём они покатили в Калининград.
Летунов не при делах
– …Летунов пошёл к машине, а Попов побежал, сказал: «Евгений Викторович, дайте карточку!» Летунов развернулся, дал ему карточку. Попов побежал, взял и мне отдал эту карточку, – рассказывает Виталий Зубов. – Было это вскоре после предложения платить деньги Попову.
Вот так участковый произвёл впечатление на человека, которого обложил «ментовским налогом».
– Попов утверждает, что я его оговорил, – продолжает Зубов. – Нашёл Бычкова. Свидетеля. Но почему же Бычков отказался от проверки на полиграфе? Я сказал, что готов, а у того нет времени.
Бычков знает о полиграфе не понаслышке. Чай, работает на янтарном комбинате, а там всех сотрудников пропускают через детектор лжи.
Евгений Сонин, представляющий в суде интересы потерпевшего Зубова, уверен в непричастности полковника Летунова к поборам:
– Летунов здесь, в суде, сказал, что если бы он знал о проделках Попова, то уволил бы его раньше. Летунов птица не того полёта, чтобы размениваться на 5 тысяч в месяц. Мараться.
– Кому принадлежит банковская карта, с которой снимал взятки Попов?
– Некому Эктову Евгению.
Эктов в суд идти не хотел. Но его доставили принудительно. Молодой. Инфантильный. Неопрятный. Привлекался. Служил у Попова сексотом. Официально не работает. По внешнему виду и не любит трудиться, как все нормальные люди. Зачем дал Попову карточку и ПИН-код? «Для евоной дочки, для частного предпринимательства». Когда Эктова вызвали в ОБЭП, а потом в родительский комитет (так он называет межрайонный следственный отдел Следственного комитета России), он и поплыл. Согласился сотрудничать с органами. Ему повесили скрытые средства аудиовидеозаписи. И направили на задание. Задание выполнено. Теперь Попов – на скамье подсудимых.
Заседание продолжается, господа присяжные! Следующий тур – в апреле.