Сегодня в час дня, как и сообщалось предварительно, заместитель председателя областного правительства Константин Суслов провёл совещание, на которое были приглашены некоторые представители местной янтарной промышленности.
Насколько можно было понять из сумбурных речей чиновников (Суслову помогал Дмитрий Чемакин, министр промышленности), ими двигала не забота о предпринимателях, а совсем другое. Суслов с первых минут повёл себя так, словно ему пришли кланяться холопы, а не явились с требованиями равные граждане, на которых, между прочим, держится какая-никакая экономика и благодаря которым область славится как янтарный край.
Константин Васильевич заговорил о заявлении, которое направили президенту янтарщики.
"Читали?" – "Читали!" – "Там всё неправда!" – "Увы, там правда, но не вся…" – "И подписи у вас липовые" – "Ничего подобного – ровно 402 реальных человека!.."
А ведь хотел спросить: кто инициатор, кто сочинил?
Когда зампред понял, что перед ним люди, которым нечего терять, кроме своей привычной работы и благополучия их семей, он понял: с трудовым народом надо разговаривать по-другому.
Два с лишним часа Суслов с Чемакиным выслушивали претензии к правительству, к директору янтарного комбината Михаилу Зацепину. Предприниматели говорили о фирмах-однодневках, ради которых комбинатом добывается янтарь, о "голодном пайке", введённом монополистом Зацепиным, о тотальном контроле фирм-пеработчиков, введённом комбинатом, об унижениях, через которые надо пройти, чтобы получить сырьё, пригодное для ювелирных целей.
Сложилась опасная обстановка. Среди янтарщиков посеяна вражда и недоверие. Их поделили на два сорта: на привилегированных и "подлых". Лица подлого "сословия" месяцами клянчат янтарь-сырец у комбината. Зато любимчикам он достаётся легко и просто. Отпуск сырца окутан "государственной" тайной. Завеса секретности позволяет чиновникам комбината вершить свою собственную "государственную" политику. Основной метод – разделяй и властвуй. Порождающий янтарный голод.
Власти постоянно находятся во власти идеалистических иллюзий и приятных заблуждений. Вроде хотят ситуацию удерживать под контролем – и не получается. Двадцать лет ничего не получается. Проводят "миротворческую" политику – но мир не приходит в янтарный край. Чиновники утопают в фарисействе и огурцовщине (см. к/ф "Карнавальная ночь"). Чемакин постоянно предлагает предпринимателям выработать какую-то стратегию. Словно разработка стратегии и тактики уже не обязанность правительства.
Янтарщики считают, что все, от кого зависит нормальная работа, – в доле с комбинатом, который продолжает искать не пути сближения с отечественными переработчиками, а схемы сбыта сырья за границу.
Совещание у Суслова не закончилось ничем. Его вроде как и не было восе. В повестке дня правительства оно не значится. Протокол не вёлся. Решений не принималось. В подтексте имелась в виду конфиденциальность. Журналисты? Ни в коем случае! Как условие дальнейшего возможного (если холопы-янтарщики будут себя вести покорно) улучшения взаимоотношений с правительством и с монополистом Зацепиным – полная секретность. Не совещание, а "стрелка".
Суслов обещал организовать ещё одну встречу. Ещё более секретную и более узкую. На ней будет его величество директор ГУП "Янтарный комбинат". Пригласят и Василия Симонова, председателя "Янтарного союза", в который входят 97 предприятий и индивидуальных предпринимателей. А чего не пригласить? Его сегодняшнее отсутствие членов "союза" никак не расслабило, они показали, что за свой бизнес готовы идти до конца.
…Если бы Суслову дали почитать первоначальный вариант челобитной президенту, у него бы потемнело в глазах. То, что появилось в результате нескольких редакций и обсуждения на общем собрании, безобидная записка. Но и она заставила чиновников принять низкий старт. Им ещё неведомо, что люди готовы выйти на улицы своих городов. И если президент и его присные не услышат требований трудового люда, янтарщики воспользуются своим правом на митинги и шествия. Как очередным, но не последним, способом обратить на себя внимание.
…Выставка проходит в нервной обстановке. Виновно в том чиновничество и вельможное поведение директора янтарного комбината. Он тут даже не появился. Не обошёл ряды, как это сделал в Гданьске на Fmberif.
В среде участников "Янтаря Балтики" не стихают разговоры и споры. Выставка послужила местом обмена мнениями. Подготовкой к чему-то более важному, Нет не к июльскому международному янтарному шоу, задуманному правительством.
– Мне выдали на комбинате сорок килограммов янтаря, – рассказывает один "чепист". – Восемьдесят процентов фракции +10, и двадцать фракции +32. У меня работает 20 человек. Мне их что, разогнать?..
– Нам 100 килограммов дали, – подхватывает другой, – на 100 человек. По килограмму на каждого. В месяце 20 рабочих дней. Получается по 50 граммов на смену. Пайка! В войну масла выдают бойцам больше!..