В конце ноября в Общественной палате РФ состоялась российско-французская конференция о дошкольном образовании.Французы делились своим опытом помощи семьям с детьми, который позволил им существенно снизить уровень детской бедности и положительно повлиял на рождаемость. Участники с российской стороны – рапортовали о достижениях (чиновники) и рассказывали о важности решения проблем с детсадами (эксперты). Сразу бросилось в глаза, что если представители французской делегации больше склонны говорить о проблемах, то наши официальные лица рассказывают, как в России все хорошо. И еще один важный момент, о котором хочется сказать с самого начала: французы не ставили своей целью и не ставят сейчас повышение рождаемости как решение демографической проблемы. Иметь или не иметь детей, сколько их в семье - оставлено исключительно на усмотрение родителей, моральное давление на этот счет исключено. Я в этом вижу заслугу феминисток, деятельность которых во Франции очевидно заметнее, а также иной подход к человеку как таковому – рассматривать гражданина как средство решения государственных проблем там, видимо, не принято. Внимание семьям с дошкольниками стали уделять в рамках программ по борьбе с бедностью, а рост рождаемости оказался побочным продуктом этой кампании.
В системе дошкольного образования Франции есть две принципиально разных модели: ясли и няни (от 4 месяцев до 3 лет) и «материнские школы» (с 3 лет, иногда с 2 лет до 6 лет) – муниципальные учреждения, которые доступны для всех детей без исключения и бесплатны. Наибольшее развитие за последние годы получила ясельная система, так как именно с присмотром за детьми этого возраста во Франции были проблемы. Напомним, что оплачиваемый отпуск по беременности и родам составляет там всего 4 месяца после рождения, предприятие по своему усмотрению может увеличить его на несколько недель. Дальше мама либо должна выходить на работу, либо она может остаться дома – в обоих случаях она будет получать пособие от государства. Описать все виды пособий в короткой статье невозможно – эта структура довольно сложная, зависит от многих факторов – но главное в ней то, что пособие зависит от дохода семьи, количества детей, наличия своего жилья и т.д. То есть, она рассчитана на поддержку бедных. Специальные пособия есть для многодетных, семей с инвалидами и неполных семей.
Ясельная система во Франции отличается большим разнообразием форм, что позволяет семье максимально использовать ее возможности. Приведем данные для семей, в которых оба родителя работают (не обязательно на полной занятости). В 27% семей детей воспитывают дома родители (чередуют уход, надомная занятость) и в 9% - бабушки, за это они получают пособие. В 37% семей за детьми ухаживают сертифицированные няни у себя на дому и в 4% случаев – на дому у родителей, родители получают частичную компенсацию услуг няни. В 18% случаев дети ходят в ясли (примерно в 3% это частные ясли, остальные – муниципальные, за частные ясли родители получают частичную компенсацию). И 9% случаев это разные нетипичные ситуации. При этом в муниципальные ясли существует очередь, а приоритетом в предоставлении места пользуются дети из малообеспеченных семей.
Интересная и необычная для нас форма – родительские ясли, которые управляются ассоциацией родителей. В них максимум 20 детей, нормы и правила ухода такие же как в обычных яслях, но родители участвуют в процессе воспитания: они могут приходить на какое-то время и ухаживать за детьми, могут участвовать в управлении яслями, но зарплату получать не могут. Еще одна форма – семейные ясли, где работают воспитательницы, нанятые специальным агентством, оно же платит им зарплату и принимает детей. Эти две формы не так давно появились во Франции, и их судьба под вопросом – без поддержки государства они могут исчезнуть, так как родителям будет слишком дорого их финансировать самим.
Ведомственные ясли (которые тоже относятся к частным) начали развиваться в 2004 году, но сейчас их количество не растет, так как выяснилось, что не все родители хотят везти ребенка к месту своей работы. Стоимость содержания ребенка в ведомственных яслях на 25% покрывается родителями, на 25% - из Кассы семейных пособий и на 50% - предприятием. Предприятие может также выкупать на несколько лет места в частных детсадах для своих сотрудников – поблизости от их места жительства.
На данный момент обеспеченность услугами присмотра за детьми до 3 лет во Франции составляет 48% и считается, что этот уровень недостаточен. Для сравнения: в России эта цифра составляет 16%.
Чтобы проиллюстрировать гибкость системы оплаты за содержание ребенка в частных яслях, приведу несколько цифр. Допустим, доход семьи составляет 4800 евро и в семье один ребенок, тогда родители будут платить 544 евро за его пребывание в частных яслях, но если детей в семье четверо – то уже только 272 евро. Семья с доходом в 800 евро (минимальный доход) или меньше будет платить за ребенка 91 евро, если ребенок один и 45 евро, если в семье 4 ребенка. Частные компании, организующие ясли, обеспечивают запуск одного учреждения за 9 месяцев. График работы частных яслей тоже обычно более гибкий, чем муниципальных, но сейчас этот вопрос обсуждается среди общественных организаций. Немало родителей с нестандартной занятостью, и жестко заданные рамки времени пребывания ребенка в яслях лишают их возможности работать.
Французская социальная политика подразумевает, что чем меньше срок, на который женщина отрывается от занятости на работе, тем легче ей потом вернуться и успешно интегрироваться в новых условиях. Поэтому всячески поощряется (особенно на социально-ориентированных предприятиях) частичная занятость матерей на прежнем рабочем месте или даже просто сохранение контактов с коллегами. Законодательство сейчас предоставляет возможность взять оплачиваемый отпуск «для родителей по воспитанию детей» сроком на 1 год с сохранением рабочего места. Видимо, пособие на время такого отпуска меньше зарплаты, и, как показали исследования, пользуются им прежде всего женщины, занятые на неинтересной или низко оплачиваемой работе. Поэтому составной частью семейной политики является стимулирование повышения квалификации родителей или получения ими новой профессии.
Среди выступавших с российской стороны хотелось бы упомянуть Евгения Юрьева, руководителя рабочей группы по демографической и семейной политике Экспертного совета при Правительстве РФ. Как известно, наши власти к способности граждан иметь детей относятся достаточно утилитарно и стремятся стимулировать рождаемость любыми средствами – в том числе, красивыми декларациями, за которыми не стоит реальной социальной поддержки. В частности, с января 2013 года изменяется порядок расчета пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком – для многих женщин новый порядок означает существенное сокращение пособия.
Юрьев подчеркнул, что нужно срочно использовать потенциал относительно многочисленного поколения нынешних 20-летних для улучшения демографической ситуации. При этом именно решение проблемы с детсадами, как показывают исследования, даст дополнительно по 300 тысяч детей в год. Кроме того, молодые матери – это огромный потенциал для сферы занятости, а уход за детьми с помощью «государственных нянь», берущих на дом по 3-4 ребенка – хороший источник для пополнения бюджетной сферы. «Государственные няни» также как во Франции проходят обучение и контролируются соответствующими службами, оплачивают их совместно государство и родители, и в итоге мы получаем официальную занятость для нянь и родителей детей, которая дает в бюджет приличные суммы. Профессор МГУ Ирина Калабихина в свою очередь заметила, что совмещение семьи и работы означает гармоничное развитие личности, поскольку в России 83% женщин настроены на совмещение материнства и работы.
Александра Крыленко, ИА «ИКД»