В воскресенье «патриоты» единодушно назвали своим кандидатом на выборную должность главы (мэра) Калининграда известную личность – Евгения Гана. Познания делегатов конференции, принявших участие в тайном голосовании, ограничиваются последними двумя-тремя годами, в течение которых Ган пытался сотрудничать с местным отделением партии «Патриоты России». Мы восполняем биографический пробел более раннего периода деятельности Евгения Васильевича.
Фальшивые коммунисты
Константин РОЖКОВ
«Придётся вам годик потерпеть», – довольно усмехнувшись, сказал своим товарищам Алексей Буханцев, первый секретарь калининградского обкома КПРФ.
Товарищи по партии сегодня открыто требуют отозвать его из нардепов как раскольника и предателя интересов организации. Алексей Владимирович почти согласен. Однако уверен, ничто ему не помешает досидеть до естественного истечения полномочий: слишком сложна процедура отзыва. Да и избиркомы, стоящие на страже стабильности (читай, застоя) не допустят подобной вольности. Ведь достаточно допустить прецедент, как тут же выстроится избирательская очередь. Претензий к депутатам всех уровней хоть отбавляй, и если сегодня процедура отзыва была бы проста и осуществима, сотням народных избранников пришлось выложить свои мандаты на стол.
Недоверие к Буханцеву зрело давно. Он, Александр Пушечников, Любовь Волынец, Владимир Шевченко и примкнувший к ним Евгений Ган фактически приватизировали обком. Сделали его неким акционерным обществом закрытого типа. Однако по-настоящему открытый протест поведение Буханцева вызвало только сейчас. Поводом стал раскол в ЦК.
Коммунистическое размежевание переметнулось в янтарный край и вовлекло в процесс широкие слои ленинцев.
Все началось с десятого съезда КПРФ, который проходил 1 июля. Делегаты Буханцев и Шевченко, убывшие в ЦК с напутствием поддерживать политику Геннадия Зюганова и не допустить уничтожения партии, сделали всё наоборот. Делегаты переметнулись в стан раскольников Потапова-Семигина-Тихонова, приняли участие в заговоре против ЦК, сработали на уничтожение партии.
Причина ухода к заговорщикам банальна. У Семигина золота больше, нежели у Зюганова. А вкус больших денег Буханцев познал хорошо. Сам предприниматель. Имеет непосредственное отношение к какому-то деревоперерабатывающему заводу в Карелии, руководит торговой сетью в Черняховске. И депутатский статус ему, скорее всего, был нужен для прикрытия и благоприятного ведения своего бизнеса. Об этом косвенно говорит то, что на заседаниях облдумы Буханцев появляется так редко, что коллеги-депутаты, выстраиваясь в очередь к думской кассе в дни выдачи жалованья, узнают его с трудом. Да и результаты его пребывания в роли областного сенатора смутны и непонятны.
Коммунист-депутат, возвратясь из Москвы со «съезда», созванного раскольниками на теплоходе, рассчитывал, видно, что ему удастся одурачить рядовых коммунистов и из партии Зюганова увести всех в левую партию раскольников. Однако тут его раскусили. В течение недели четыре районные организации Калининграда провели пленумы, на которых приватизатору обкома Буханцеву выразили недоверие. А тут подоспело и постановление президиума зюгановского ЦК об освобождении товарища Буханцева от обязанностей персека «за грубое нарушение партийной дисциплины, нанесение серьёзного ущерба региональному отделению и партии в целом». Исполняющим обязанности первого секретаря обкома президиум ЦК назначил Игоря Ревина, молодого ученого, экономиста-международника из КГТУ.
Не так-то прост Алексей Владимирович. Пока у него не отобрали печать, он срочно, 15 июля, созывает своё бюро, на которое приглашает только проверенных сторонников и фактически отменяет решение ЦК.
Скорее всего, коммунисты отберут у Буханцева партийный билет. И ему не останется ничего другого, как совместно с Шевченко, Волынец и Пушечниковым создавать новую левую партию. Четверка раскольников, осознавая, что весь народ за собой увести не удастся, должна позаботиться о «наследнике». Кому передать пост первого секретаря обкома? Лучше Гана на эту должность не подобрать. Депутат калининградского горсовета, его председатель, тёртый калач из политработников, он вошёл во вкус власти. Его имя называют, пока шёпотом, в ряду будущих претендентов на пост главы города. Схема такова: Юрий Савенко, нынешний мэр, должен стать губернатором, а его друг коммунист Ган примет городскую вахту. Вдвоем они будут славно руководить всем полуанклавом. Ган доказал, что он достоин звания мэра. Евгений Васильевич давно отобрал у Савенко часть полномочий, которыми Юрий Алексеевич наделён по закону. Глава города, в данном случае Савенко, в соответствии с уставом обязан председательствовать на заседаниях городского Совета. Ган ни разу не допустил Савенко к председательствованию.
Евгений Васильевич позволяет себе то, чем даже не помышляют заниматься не только рядовые депутаты, но и многочисленные заместители Гана. Он может запросто задним числом, как это сделал, например, 23 июня сего года, утвердить свою командировку. Вообще командировки в дальние места для председателя Совета стали делом обыденным. В субботу он может смотаться в деловую поездку на территорию соседней Польши. На служебном автомобиле. Со всей семьей. Чем может заниматься там в выходные дни председатель – тайна. Поскольку за такого рода поездки отчитываться не обязательно, о них остаются только приятные воспоминания да отметки в журнале на границе.
Если повнимательней присмотреться к Гану, понимаешь, что коммунист он фальшивый. Иначе чем ещё можно объяснить такой феномен, как пребывание на посту председателя? Политическая практика такова, что ключевые посты в любом выборном органе распределяются в соответствии с интересами наиболее сильной фракции. Таковой в горсовете является фракция «Единой России». Коммунисты проигрывают единороссам со счётом 9:4. Аналитики в недоумении: как Гану удаётся держать в руках Совет депутатов, в котором преобладающее большинство составляют политические противники? Такое возможно только в том случае, если Евгений Васильевич устраивает единороссов. Но скорее всего он является их лазутчиком что пока сохраняется в тайне. Любовь Гана к «Единой России» и ненависть к членам фракции коммунистов городского Совета очевидна. Во время заседания он, словно важный начальник, может раздражительно бросить коммунисту Сергею Карпушенко: «Я вам предлагаю, Сергей Петрович, сесть на место!» При этом Ган демонстративно не замечает, что в тот же момент на месте нет Александра Ярощука, он на галёрке мирно беседует с экс-вице-мэром Валентиной Ивановой. Слышит замечания Гана своему коллеге, но даже ухом не ведёт.
Ган форменным образом преследует Сергея Петровича. По-барски кричит ему: «Идите сюда!», и Карпушенко через весь зал бежит к вельможному председателю. Стоит что-то ответить на замечание Гана, тут же слышится: «Здесь не болтовня. Здесь заседание». Больше ни с кем Ган не позволяет себе такого тона, каким разговаривает с убеждённым коммунистом Карпушенко.
…В минувшую пятницу коммунисты Калининграда сместили Владимира Шевченко с поста первого секретаря горкома. За партийное предательство. Руководить калининградскими коммунистами доверили депутату горсовета Татьяне Туманкиной. Коммунисты обратились в ЦК с просьбой разогнать областную верхушку Пушечникова-Буханцева-Шевченко за подрывную деятельность. Кто окажется у руководства областной организацией КПРФ, станет ясно буквально на днях. Коммунисты изберут новый президиум и назовут имя нового лидера. Им, конечно, попытаются подсунуть Гана вместо Ревина. Предстоит выбирать между ученым и политруком, между коммунистом-единороссом и настоящим коммунистом.
Светлогорье. №55. 2004.