СК представляет интервью с членом Общественной Палаты РФ, директором ассоциации «Гражданский контроль» Георгием ФЁДОРОВЫМ.
– Георгий Владимирович, насколько известно, сейчас происходит реформа Общественной Палаты Российской Федерации. Несколько слов о реформе можете сказать?
– Ряд сенаторов из Совета федерации внесли в Госдуму проект закона о порядке формирования Общественной Палаты РФ (ОП РФ). Это нужно для того, чтобы ОП РФ приобрела большее влияние и авторитет в обществе. Стоит отметить, что многие общественники не попали в нынешний состав ОП РФ, а десять регионов РФ ни разу не были представлены.
Согласно новому закону, который я категорически поддерживаю, принцип формирования ОП РФ будет совершенно иным. 40 человек будет назначаться президентом РФ, 83 человека – от общественных палат регионов, и так будет достигнуто полный географический охват. Кроме того, 43 человека будут выбираться посредством рейтингового голосования через интернет от всероссийских общественных организаций. Надо заметить, мы можем серьёзно повысить не только легитимность, но и усилить представительство ОП РФ, так как сейчас там есть некоторые люди, которые никакую деятельность не ведут и не представляют собственно общественность.
Эту реформу предполагается завершить в июле 2014 года, и нынешняя ОП РФ, возможно, поработает на полгода меньше.
Теперь же стать членами ОП РФ смогут и представители внесистемной оппозиции, и общественники, если у них есть рейтинг в интернете. Соответственно им самим будет интереснее, а ОП РФ станет легитимнее.
Что мне очень понравилось, так то, что сами члены ОП РФ могли внести коррективы в новый закон, который касается и процедуры отзывов членов ОП РФ, и наделения их контрольными функциями. Уверен, реформа выведет ОП РФ на более серьёзный уровень, ведь когда палата только появилась, она формировалась так, как сейчас.
– Как активно формирующееся гражданское общество может оказывать влияние на решения властей?
– Гражданское общество должно использовать все инструменты для того, чтобы влиять на власть. Делать так, чтобы власть услышала граждан. И важнейшая роль в этом выпадает на местных депутатов, которые должны избираться народом. Хотел бы высоко оценить возвращение мажоритарной системы выборов, что позитивно скажется на климате не только Государственной думы, но и властей в регионах. Ведь если человек избирается как одномандатник, а не по партийным спискам, то в случае обмана тех людей, которые его выдвигали и голосовали за него, его в ругой раз не изберут.
Напомню, сейчас Общественная Палата РФ выйдет на новый качественный уровень, и что хорошо – она не партийная. То есть нет партийной дисциплины, потому это самое настоящее представительство общественников в палате. А это, прежде всего, возможность задавать неудобные вопросы. Более того, в ОП РФ придут новые люди со свежим взглядом на проблемы.
Есть и новый инструмент – Всероссийский совет по правам человека. Идея этого совета состоит в том, чтобы формировать в регионах общественные приёмные для решения конкретных проблем конкретного человека, что отличает организацию от Совета по правам человека при президенте РФ. А идеология ВСПЧ заключается в том, чтобы заниматься прежде всего самим гражданином.
Кроме того в России созданы разного рода общественные организации, профсоюзные и другие, которые могут оказывать давление на власть.
Более того я призываю к сотрудничеству общественные организации со СМИ, с любыми – федеральными, неофициальными, ведь чиновники читают газеты. Потому именно СМИ ещё могут сдержать коррупцию в нашей стране.
Вывод из сказанного: чем активнее гражданское общество, чем больше используются правовые инструменты формы протеста, чем лучше работают журналисты, тем быстрее можно добиться отклика из федерального центра для решения существующих проблем в регионах.
– После ваших визитов в Калининград какие, на ваш взгляд, проблемы обозначились наиболее остро?
– Калининград – это почти Европа, и потому экономическая ситуация в этом узловом, стратегически важном регионе для России могла бы быть лучше. Этот регион – ворота в Европу. Там и наша военная база, и выход к морю, и граница с европейскими государствами, и только за счёт этого можно было бы поднимать экономическую ситуацию. Нужно расширять и укреплять международные торговые связи, экологически чистые производства. Тот же янтарь, логистику, туризм. Калининград – красивейший регион со своей историей, ведь там и могила философа Иммануила Канта, и следы германского присутствия. К сожалению, при всё при этом регион достаточно неухоженный, и это немного испортило впечатление от поездок к вам.
Думаю, нужно больше обращать внимание на Калининград со стороны федерального центра. Если посмотреть, сколько внимания центр обращает на Чечню… то я считаю, что калининградские проблемы не менее значительные с точки зрения гражданских прав.
Моё внимание привлёк случай с гражданкой ФРГ Наталией Марцаль. Дело тут не в том даже, что история из ряда вон выходящая, а в том, что стыдно должно быть властям Калининграда уже перед международным сообществом. По словам гражданки, она вложила большую сумму денег в строительство двух 168-квартирных домов, но застройщик фиктивно обанкротился, и в этом ему помогла власть. Товарищи, давайте не будем выносить сор из избы!
Кроме того, в нашем обществе свобода слова – это одно из прав, это способ решения проблем граждан. В Калининграде было нарушено это право, о чём я был проинформирован подробно. Так, Александр Булычев привёл пример того как после публикации на сайте Свободный Калининград www.svobodnykaliningrad.com от 1 декабря 2012 года анонса статьи «Строительная мафия в Калининграде. Круг очерчен», сайт был незаконно заблокирован на несколько суток одним из провайдеров (затем этот материал был воспроизведен и в газете Калининградской области «Светлогорье»).
Я бы мог рассказать и о других случаях, но проблемы нужно решать, а не обсуждать их до бесконечности.
– Какие пути решения вы видите?
– Хотелось бы видеть более качественное управление регионом со стороны власти. Коррупция, беззаконие, рейдерские захваты, уничтожение малого бизнеса, глухость власти к происходящему – это тот заскорузлый пласт проблем, который вскрылся на нашем выездном заседании Общественной Палаты. Следовательно, нужно повышать качество власти, добиваясь от неё обратной связи, а также само управление регионом. Усилить борьбу с коррупцией. Продумать федеральные программы для экономического подъёма региона. Нужно использовать конкурентное преимущество местонахождения Калининграда, тем более, что соседняя Прибалтика его держала в руках, но потеряла.
– И всё-таки, с учётом двух лагерей, – Кёнингсберг или Калининград?
– Я считаю так – пока не решены экономические и социальные проблемы, нельзя тратить энергию действия на такие дискуссии. Однако, полагаю, каким-то местам, представляющим интерес для туристов, можно присваивать двойные имена.