Александр Ярошук, несмотря на безнадёжные результаты официальных опросов общественного мнения, так хотел сохранить за собой место главы города, что вынужден был применить спецтехнологии, которые долго останутся нерассекреченными. Тем не менее, кое-что из его ноу-хау (точнее, из новинок его политтухнологов) стало известно здесь и сейчас. Многие технологические ходы связаны с прямым либо косвенным нарушением закона. Юридического и нравственного.
Прежде всего бросалось в глаза наглое использование служебного положения «действующего главы». Что бы он ни предпринимал, где бы ни появлялся на публике и что бы ни вещал с экранов и страниц, надзирающие за законностью органы твердили: «Это повседневная деятельность главы. Запретить нельзя». Он и разошёлся. Все акулы пера и пираньи эфира вдруг набросились на бедного главу: расскажите о том, расскажите об этом, да какие у вас планы, сколько садиков для детей планируете, сколько парковочных мест, будут ли ремонтироваться дворы, улицы и крыши?..
Газетный запал угас так же мгновенно, как начался. С разу после 14 октября панегирическая лихорадка вдруг исчезла. Не вышло ни одного номера «Гражданина», «Вечёрки» или «Веч. трамвая». Бюджетные контракты отработаны. Финансирование рекламы Ярошука закрыто. Теперь к освещению «повседневной деятельности главы» продажные СМИ вернутся нескоро. Через пяток лет. Когда подоспеют очередные выборы.
Впрочем, всё может начаться и раньше. Слишком явно группировка Ярошука перепутала личный карман с бюджетным. И это послужило причиной для некоторых активных граждан, которых фактически обокрали миллионов на пять, задуматься над составлением заявления о преступлении. И, кто знает, может апофеозом уголовного расследования станет признание результатов выборов недействительными?
Для закона, если он сработает, уже неважным будет тот факт, что Ярошук отпразднует в облдрамтеатре инаугурацию. Чем Александр Георгиевич позаботился ещё в июле, тогда в его честь началось благоустройство прилегающей к храму Мельпомены территории. Результатом двух месяцев перекладки тротуарной плитки стали жёлтая площадка, символизирующая золото, т.е. богатство и роскошь, и красная дорожка – якобы ковёр. По ней прошествует новый (старый) глава, выпорхнув в сверкающем костюме из антрацитового «мерса».
Кроме уголовных дел по отдельным фактам избирательной компании есть ещё гражданские. Имеются в виду неоконченные процессы, возбуждённые по заявлениям Евгения Гана и Юрия Галанина, ярошуковских соперников. Их иски о «снятии» Ярошука с выборов, не прошли всех процедур. За несколько дней до голосования оба дела рассматривались в областном суде, в апелляционной инстанции. С 11 и 12 октября, когда гражданская коллегия отказала Гану и Галанину в удовлетворении требований, прошла неделя. Даже сегодня Ган не смог получить определение коллегии в окончательном виде. Ему сказали: «Пишите заявление. Может быть, в понедельник получите». В четверг, 11 октября, судья Струкова ему разъясняла по-другому: «Приходите в понедельник», т.е. 15 числа. Вот Ган, депутат областной думы, между прочим, и ходил каждый день. А они всё не могли изготовить. (Интересно слышать из уст судей: «Изготовить решение…»)
За неделю до голосования, как стало известно из некоторых источников, некие личности предлагали Гану отказаться от участия в выборах и забрать заявление. Он мог получить 50 миллионов рублей. Но Ган сказал: «Я пойду до конца!»
Конец ещё и не виден. Как только апелляционное определение Гану и Галанину выдадут, его тут же обжалуют в следующей инстанции. Не факт, что и Верховный суд закроет глаза на нарушения Ярошуком избирательного и гражданского закона, сознательно допущенные во имя запрограммированной победы.
Кстати, нельзя забывать и о существовании Европейского суда по правам человека. Там любят такие темы – как один облечённый властными полномочиями товарищ (господин, сэр, сеньор) нарушил права одиннадцати других, не считая их за людей.