«Мы разработали стратегию Калининградского янтарного комбината», – сказал Михаил Зацепин в кратком комментарии журналисту российского телевидения Эдуарду Петрову. Многие посмотрели документальный фильм «Янтарные кроты» в программе «Честный детектив» (о его содержании разговор особый), однако мало кто обратил внимание на брошенную гендиректором Калининградского янтарного комбината фразу.
Редакция СК заинтересовалась «стратегией». Но на официальном сайте комбината найти документ не удалось, видимо, до согласования с хозяевами из Ростеха его решили не обнародовать, на что, собственно, и сослался Зацепин.
Свежая «Стратегия развития янтарной отрасли на период до 2024 года» обнаружилась у Торгово-промышленной палаты Калининградской области и у местного правительства. Она разработана местным министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли. Прелюбопытный документ на трёх десятках страниц.
Поскольку бумагу, рождённую в муках последних 4 лет, надобно согласовывать в правительстве России, авторы проекта решили втиснуть в него всё, что они знают (и не знают) о янтаре и янтарной отрасли (утверждается, что отрасль всё же существует, хотя её явные признаки в тексте не обозначены). Получилась красивая эклектика из сбивчивых мыслей, непроверенных сведений и выдуманных постулатов. Не будем останавливаться на повторах, тавтологии и стилистических ошибках. Остановимся на фактах.
По прочтении «стратегии» невозможно отделаться от мысли о том, что ты прочитал своеобразное евангелие. Труд (как представляется, коллективный) представляет собой «отчёт о проделанной работе». Анонсируется он весьма оптимистично: «Отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в янтарной отрасли». В нём содержится множество пафосных мыслей и оригинальных утверждений. Например, разработчики «стратегии» искренне уверены в том, что «твердый природный материал копал после испарения оставшихся летучих веществ становится янтарём». Это «научное» утверждение обнародовано впервые, с чем можно только поздравить авторов «стратегии».
На что должна опираться любая стратегия? Правильно, на анализ сложившейся ситуации. А положение дел в янтарной промышленности таково, что назревшие проблемы в 2014 году вылились в массовые протесты и забастовки.
С тех дней мало что изменилось. Посему разработчики «стратегии» прежде всего должны были обратить внимание на эти события и проанализировать причины и предусмотреть пути устранения явных недостатков. Напомним, люди выходили на площади, протестуя против монополии Ростеха и янтарного комбината.
«Стратегия», которую Владимир Путин ждёт с 2012 года, предполагает, как в ней сказано, развитие янтарной отрасли. Но, позвольте, о каком развитии можно вести речь, если добывает янтарь только одно предприятие на всю страну?! Потребители сырья – ювелиры, мастера сувениров, народные умельцы, мебельщики, производители косметических средств и т.п. – фактически оказались на положении крепостных у янтарного комбината. О чём в «стратегии» сказано лишь намёком.
Пятнадцать раз в тексте проекта сказано о незаконной добыче и нелегальном обороте «солнечного камня». Авторы взывают к ужесточению ответственности и к репрессивным мерам (именно это слово употреблено). Сочинителям «стратегии» будто неизвестно, что практически во всех других странах добыча сырья ведётся на законных основаниях, и только в России, с самым большим объёмом добычи (более 400 тонн в год), до 50 процентов янтаря добывается нелегально. При том, что, к примеру, в Польше добыча ведётся точно такими же способами, какими пользуются зеленоградские чернокопатели. Просто в соседней стране легально извлекать из земной толщи камень может любой предприниматель, ему достаточно приобрести у государства лицензию стоимостью примерно 1 тыс. долларов. И не нужны никакие полицейские облавы, имитирующие борьбу с правонарушителями, и государство не внакладе.
Научно обоснованных рекомендаций и прогнозов не ищите. Зато текст изобилует заклинаниями типа: «будет предоставляться», «будет показываться», «будут широко использоваться», «может быть». Вроде как перед нами программа строительства коммунизма.
Не погнушались разработчики и недобросовестной числовой манипуляцией. В п. 29 утверждается, что «в 2015–2016 годах янтарь-сырец из региона за пределы Российской Федерации не вывозился». И тут же говорится: «В 2015 году не менее 90% янтаря, добытого в Калининградской области, было вывезено за пределы Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства». А в п. 41 даётся прогноз: к 2014 году «вывоз необработанного янтарного сырья уменьшится по сравнению с 2016 годом в 8 раз (так оно же в 2016 году не вывозилось совсем!!!), с 400 до 50 тонн в год».
«Стратегию» трудно назвать документом, определяющим пути развития отечественной отрасли. Рапорт, оправдывающий собственную торгово-сбытовую политику янтарного комбината – да. Не более. По смыслу он нацелен на сохранение незыблемым существующего положения. На непрозрачность отпуска сырья, на монопольный произвол комбината, на продолжение хищений в космических масштабах, на удержание народных умельцев и профессиональных камнерезов в положении заложников, на сохранение Калининградской области в роли сырьевого придатка Китая, Польши и Литвы.
За рамками «стратегии» осталось самое главное: янтарь уже не принадлежит России, им безраздельно распоряжаются Сергей Чемезов, шеф Ростеха, и его команда. Никто точно не знает, сколько тонн «солнечного камня» и кому регулярно отгружается. Попытки разогнать туман сбытовой политики, предпринятые однажды редактором СК, оказались безуспешными, гендиректор янтарного комбината Михаил Зацепин отказался предоставить информацию.
Нетрудно догадаться, кому из представителей янтарной отрасли принесёт конкретную пользу «стратегия».