Василий КОСОРЫЛОВ
«Обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский район» предоставить Андреевой Наталье Леонидовне на состав семьи из двух человек, с учётом Смотрицкого Вадима Викторовича, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 42,3 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям… Судья Н.А. Беляева».
Часто ли российские суды радуют нас справедливыми решениями? Ещё реже эти решения претворяются в жизнь. Неправедные, противозаконные, бесчеловечные вердикты практически всегда исполняется тут же. С гуманными всё наоборот.
Наталья Беляева своё решение вынесла 24 августа 2009 года. Минуло три с половиной года. Андреева и Смотрицкий до сих пор новосёлами не стали.
Может быть, они прикидываются бездомными? Может, морочат голову местной светлогорской власти и на самом деле в крыше над головой не нуждаются? И у них на побережье немерено гостевых домиков, особняков и коттеджей? Увы…
Виктория Смотрицкая, родная сестра Андреевой, рассказывает:
– Мы формально проживаем в посёлке Лесном, городское поселение «Посёлок Приморье». В доме 13 Калининградского шоссе. Мой отец умер рано. Был ликвидатором последствий чернобыльской катастрофы, к тому же его здоровье сильно подорвала гниль, распространившаяся в нашем доме.
Родовое гнездо Виктории и Натальи, признанное аварийным, сегодня можно считать визитной карточкой России. Советской власти дом достался от немцев. Не ремонтировался. В 2000 году обрушилась внутренняя стена. Авария, да нет! – катастрофа, совпала с рождением у Виктории девочки. Два года матери пришлось жить с малышкой в детском саду.
Наталья ушла жить в однокомнатную квартиру к матери. В 2004 году у Андреевой родился сын. Регистрировать в аварийном доме его отказались. У матери тоже нельзя – не позволяет жилплощадь. Так и живёт новый гражданин России бездомным.
После смерти Леонида Гончаренко его семью вообще исключили из очереди нуждающихся в жилье. А тут подоспела реформа, которой подвергли Светлогорский городской округ Георгий Боос и его бригада реформаторов – Михаил Плюхин, Максим Коломиец, послушные судьи облсуда и т.п. Округ разодрали на «поселения». В усложнившейся структуре местного самоуправления и чехарде местной администрации сам чёрт мог свихнуть шею.
Когда Гончаренко-Смотрицкие-Андреевы разбежались от беды кто куда, в злосчастном доме ещё оставался последний могиканин. Это Надежда Васильевна Ивашкевич.
– Пять лет администрация тянула с ремонтом крыши. Пока дом не признали аварийным. Я до последнего старалась сохранить остатки дома. Но кругом поползла плесень. Вода с крыши прямиком текла в квартиру. Одни дыры. Чувствую, скоро и у меня, как у Смотрицкого, упадёт стена. Жить нельзя. Ночевать опасно. Ушла. И вот два года скитаюсь по разным углам. Стою в общей очереди на получение жилья под вторым номером. Сколько чиновников я обошла! И Путину писала, и Медведеву. Приду в администрацию, а мне говорят: «Пока не получит квартиру Саватева, вам дать не можем». Саватева стоит в очереди впереди меня, первой. Скорее кирпичная стена упадёт, чем стена равнодушия. Неделю назад была на приёме у Кузяевой. Она мне посоветовала обратиться в суд…
Дом в Лесном неуклонно стремится к полному слиянию с природой. Жить остались только крысы. И скоро в ней растворится без остатка. Однако власти с расселением аварийщиков даже не почёсывались. Но нашёлся умный человек, который посоветовал обездоленным людям обратиться в суд. Это опять была Тамара Кузяева, сотрудник аппарата правительства области. Тогда-то Андреева и Смотрицкий пошли к Фемиде. И о чудо! Суд вынес решение.
В том же, 2009-м, судья Беляева удовлетворила и требования Виктории, обязав администрацию поселения переселить её и дочь в однокомнатную квартиру.
Вся чиновничья сущность ярко проявилась в судебном заседании. Отвечая на претензии Андреевой, юрист администрации района Елена Ефремова категорически возражала против исковых требований, уверяя, что у администрации, «переименованной» из окружной в районную, никаких имущественных обязательств к жителям разрушенного временем дома не возникло.
Из решения суда: «Ефремова… поясняла… Истица в квартире длительное время не проживает, поэтому ссылка на невозможность проживания в данной квартире считает необоснованной».
– Когда мы с решением суда пришли к Александру Шарко, главе районной администрации, – вспоминает Виктория, – нам объяснили, что все посёлки в соответствии с реформированием стали самостоятельными и у района своего жилого фонда нет. Как же нет, возразила я, а в Донском! Тут же сидел глава Донского Василий Елец. Он и глава администрации Ступин тут же согласились произвести обмен: они дадут району квартиру в старом доме для меня, а Шарко им – какое-то помещение для административных нужд. Эта мена длится до сегодняшнего момента…
В конце концов Андреевой и Смотрицкому предложили в Донском квартиру на первом этаже. Не менее гнилую, чем старая в Лесном. Квартиру постоянно заливает водой, из унитаза прут фекалии.
По традиции самым обоснованным в Светлогорском районе считается, когда квартирами награждают исключительно чиновников и лиц, имеющих хотя бы опосредованное отношение к властям предержащим. К примеру, в прошлом году добрые власти Донского выделили квартиру Людмиле Онищенко. Кому же ещё давать жильё, если не депутату от «Единой России», к тому же члену целых двух жилищных комиссий – посёлка Донского и Светлогорского района. Людмила Михайловна очень нуждалась в крыше над головой, потому что год назад продала свои две квартиры – одну в том же Донском, вторую – в Калининграде. Общей площадью почти 150 кв. м. В администрации затрудняются уточнить, кто стал покупателем, возможно, квартиры достались родственникам, и по символической цене.
Если вы подумали, что Онищенко – та самая счастливая предпринимательница, которой за бесценок с помощью махинаций достался (якобы по конкурсу) магазин «1000 мелочей» в Светлогорске на ул. К. Маркса, то это так и есть. Людмиле Михайловне тогда зело помогла администрация, и совет депутатов поддержал – как не пособить коллеге. Только один нардеп возмутился, Сергей Коломейцев. Но он был один. Даже прокурор Александр Трапезников ничего поделать не мог – только руками развёл.
Онищенко не одна счастлива. Подобных ей в Светлогорском районе немало. И все в белых воротничках. Им «Светлогорье» посвящало множество статей.
…Обивать пороги чиновников, оказывается, весьма полезное занятие. Виктория и её 13-летняя Валерия во вторник, 29 января, с администрацией заключили наконец-то договор. Им дадут старую квартиру в посёлке Донском. Возможно.
Очередь же до Андреевой, Смотрицкого и Ивашкевич пока не дошла. Дойдёт. Главное, самим дожить.