НАДЕЖДА ПРУСЕНКОВА,
главный редактор «Повестки»
Комбо Ройзмана
Мне не очень нравится традиция начинать с героев прошлых выпусков, но у мироздания (и судебной системы) на это свои планы.
Помните фото с четырьмя мушкетерами-иноагентами — Яшин, Пивоваров, Кара-Мурза и Ройзман? Последний подписал: я один пока на свободе.
И вот — комбо! В среду пришли к Евгению Ройзману домой. В четверг после долгих мытарств и вопросов о транспортировке нарушителя в Москву Верх-Исетский суд Еааааакатеринбурга избрал политику меру пресечения. Следствие просило запрет определенных действий, но таких, чтоб по сути это был классический домашний арест: запрет выходить куда-то, кроме суда, запрет на общение с людьми, на использование телефонов и интернета. Так в прошлом году, в другой жизни, арестовывали редакторов DOXA.
Уголовное дело в отношении Ройзмана заведено по статье 280.3 ч. 1 УК РФ — публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ. Поводом стало видео на ютуб-канале политика, где тот неоднократно говорит почти все запрещенные в России слова. А учитывая, что у него уже есть несколько штрафов за дискредитацию, он считается злостным нарушителем. И вот теперь уголовное дело — грозит до трех лет лишения свободы. Статья не такая тяжелая, как «фейки» у Яшина и Кара-Мурзы (от 5 до 10 лет), но это утешает не сильно.
Суд в итоге утвердил запрет некоторых действий, по факту — запретил пользоваться интернетом (и обновлять знаменитый твиттер) до 29 сентября. И надели браслет на ногу — для слежения.
Вину свою Ройзман не признал. В конце заседания он сказал: «Все будет хорошо. Подобные времена не навсегда».
Ох.
Видео о деле Ройзмана можно посмотреть здесь
________________________________________
Мысленная дискредитация
Еще про дискредитацию. Уфимский суд оштрафовал на 50 тысяч рублей Юрия Шевчука за его высказывания на концерте. Вчера опубликовали мотивировочную часть. Не текст, а песня.
«Задавая [перед выступлением в Уфе] вопросы, Шевчук Ю.Ю. призывает зрителей давать оценку событиям, происходящим на Украине, побуждает сомневаться относительно целей нахождения ВС РФ при осуществлении СВО».
Побуждает сомневаться, понимаете?
То есть все-таки жопа президента.
Еще одна песня про дискредитацию пришла из Таганского суда. Там начальник УВД по ЦАО майор Назаров требует призвать к административной ответственности редакцию журнала «НО». Причем сразу за три текста, вышедших в первом номере журнала: статьи Александра Минкина, Андрея Колесникова и Кирилла Фокина.
При этом надо отметить, что в номере ни разу не употребляются слова «Украина», «…»*, «специальная военная операция» и «вооруженные силы». Но анонимные эксперты от МВД исследователи материалы и определили:
«Результаты показали наличие лингвистических и психологических признаков речевой дискредитации действий властных структур Российской Федерации, направленных на проведение спецоперации на Украине».
«НО» попросил вызвать в суд анонимных экспертов, которые усмотрели «психологические признаки речевой дискредитации». Следующее заседание состоится 30 августа.
Посмотреть протокол и восхититься слогом можно тут.
На этой неделе также появилось первое массовое дело по «фейкам». Ничтоже сумняшеся СК обвинил и так уже нежелательных иноагентов всех ведущих канала «Популярная политика», соратников экстремиста Алексея Навального: Ивана Жданова, Марию Певчих, Леонида Волкова, Киру Ярмыш, Руслана Шаведдинова, Любовь Соболь, Анну Бирюкову и Дмитрия Низовцева.
Судя по всему, в обвинении речь идет о высказываниях, сделанных во время эфиров и в роликах на канале. Все они покинули Россию.
________________________________________
Кандидатопад
В очередной раз оштрафовали за дискредитацию Илью Азара — на 50 тысяч рублей. За то, что процитировал слова Конашенкова и добавил: «Невозможно это забыть, простить… когда же это кончится».
Следом Илья Азар получил ещё один штраф — 2000 рублей за пост год назад в запрещенном ныне Фейсбуке с символикой «Умного голосования», которая (сама символика) считается экстремистской. Штраф фиговый, повод — тоже. Но все это одно из звеньев той самой гребаной цепи(с).
Помимо того, что Илья Азар — отличный журналист, коллега и мой старый друг, он еще муниципальный депутат района Хамовники. И теперь с позорной экстремистской статьей в деле не сможет баллотироваться. Не то чтоб он собирался, но в целом.
Казалось бы, в нынешние мрачные времена муниципальные выборы — ну вообще не то, что волнует массы.
Но судя по тому, с каким остервенелым рвением муниципалов снимают с выборов и не допускают к ним, это не так. Волнует. Хотя бы массы в Кремле и поблизости.
Позорным днем в этом смысле стало 18 августа: тогда Мосгорсуд за один день снял 48 кандидатов. Примерно четыре минуты на одно дело.
Всего «Сетевые Свободы» насчитали 85 эпизодов привлечения к уголовной или административной ответственности депутатов или кандидатов (из них 53 — в Москве).
Универсальный способ нейтрализовать кандидата — штраф или арест по ст. 20.3 КоАП за прошлогодний пост с символикой «Умного голосования» или обвинения в связях с Алексеем Навальным.
■ 64 человека (из них 35 действующих депутатов в 12 регионах страны. 47 из них лишены права избираться).
■ 9 уголовных дел и 51 дело об административном правонарушении.
■ Не менее 9 человек сняты с выборов или получили отказы в регистрации из-за причастности к структурам Алексея Навального. Поводом может стать просто фото или видео с митинга, опубликованное в социальной сети.
В среду задержали еще двоих кандидатов в Хамовниках — Николая Касьяна и Татьяну Касимову оставили на ночь в ОВД по все той же статье 20.3 КоАП. И с выборов их, скорее всего, тоже снимут.
А кандидата от КПРФ по району Северное Измайлово Сергея Бурцева неизвестные избили прямо у теризбиркома, где он ждал встречи с другим кандидатом. У Бурцева травма головы и перелом позвоночника, сам он связывает нападение с выборами.
________________________________________
Убийство с рекордом
Самое страшное событие прошлой недели — конечно, убийство Дарьи Дугиной. Как бы то ни было, это чудовищное преступление, родители не должны хоронить своих детей, даже если родители эти — людоеды, чудовища и нацисты. И нельзя убивать за мысли и идеи даже чудовищ и людоедов. Нельзя превращаться в них.
Но тут интересно еще вот что. Поиск убийц Дарьи Дугиной занял два дня. Понимаете, через два дня мы знали все: как блондинка въехала в Россию (с ребенком!), перекрасила машину, перекрасилась сама и свалила в Эстонию. Отличная работа. Только вот издание «Холод» напоминает:
Когда-то в Москве был магазин, который назвался «Путь к себе». И там над дверью была надпись: «На пути к себе есть вероятность встретиться с самим собой».
________________________________________
«Камертон»
Заказчиков убийства Анны Политковской так и не нашли — в прошлом году истек срок давности. То есть даже если (когда) их найдут, они могут избежать наказания.
Анну убили почти 16 лет назад. 30 августа у Анны день рождения. И вот уже 13 лет подряд выручается премия «Камертон» имени Анны. За те принципы и ценности, которые отстаивала она в журналистике, тем, кто продолжает это делать. Первым лауреатом премии стала Ольга Алленова. В прошлом году «Камертона» удостоена Наталья Синдеева, а специальный приз получил фотограф Дмитрий Марков.
Кого выбрали в жюри в нынешнем году, пока секрет. Официально это станет известно сегодня вечером, когда состоится вручение премии.
Ни на что не намекаю, но вы все-таки пока почитайте вот это интервью:
«Все хотят любви, даже сволочи».
Катерина Гордеева — о том, как жить, когда жизни больше нет, о том, кто мы и откуда, и о любви.
А еще во втором номере журнала «НО» можно почитать о чувстве коллективной вины, о том, как устроен тоталитаризм, и разговор с психологом о том, что с нами не так и о том, что с нами так.