«Приговор сам по себе остаётся абсолютно мракобесным, несправедливым, возмутительным», – сказал Вадим Прохоров, защитник Владимира Кара-Мурзы-младшего*.
По словам защитника, это была «показательная расправа над человеком, страдающим достаточно тяжёлым заболеванием».
В понедельник, 17 апреля, Московский городской суд огласил приговор известному политику, журналисту, общественному деятелю, потомку Чингис-хана и русского историка Николая Карамзина, другу Бориса Немцова. Он получил максимальный в России срок – 25 лет лишения свободы.
Адвокат Мария Эйсмонт передала слова Владимира Кара-Мурзы после оглашения приговора: «Моя самооценка даже поднялась. Я понял, что всё делал правильно. 25 лет – это высший балл, который я мог получить за то, что я делал, во что я верю как гражданин, как патриот, как политик. Значит, я делал всё правильно». Объявление срока Владимир встретил с улыбкой.
Мосгорсуд приговорил политика Владимира Кара-Мурзу* по делу о госизмене, фейках о российской армии и руководстве нежелательной организацией. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на корреспондента в зале суда. Отбывать наказание оппозиционер будет в колонии строгого режима. Также ему назначили штраф в 400 тыс. рублей и запретили на семь лет заниматься журналистской деятельностью. (При Сталине такое наказание называлось поражением в правах.)
Именно к такому сроку Кара-Мурзу требовала приговорить прокуратура. Слушания проходили в закрытом режиме. Политик не признал вины ни по одному из обвинений.
Кара-Мурзу задержали в Москве 11 апреля 2022 года, назвав в качестве причины неповиновение полиции. Все три уголовных дела против политика возбкдили во время его нахождения в СИЗО.
Сперва оппозиционера обвинили в фейках о российской армии из за его выступления в палате представителей штата Аризона в США. Следствие сочло, что Кара-Мурза «по мотивам политической ненависти» огласил «заведомо ложную информацию об использовании Вооруженных сил для бомбардировок жилых районов, родильных домов, больниц и школ» на Украине.
Следующим стало дело об осуществлении деятельности нежелательной организации. Как отмечает ТАСС, поводом для него стала конференция в поддержку политзаключенных в московском Сахаровском центре*, которую организовал Кара-Мурза. По мнению следствия, конференция была оплачена НПО Free Russia Foundation*, которая признана в России нежелательной организацией.
Подробности по третьему уголовному делу политика — о госизмене — официально не разглашались.
Следственный комитет возбудил в отношении оппозиционера дело по ст. 207.3. УК (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил, исполнении государственными органами своих полномочий — максимальное наказание до 15 лет лишения свободы). Поводом стало выступление Кара-Мурзы в США 15 марта 2022 года перед членами палаты представителей штата Аризона.
В тот же день Басманный суд Москвы арестовал Кара-Мурзу. Летом 2022 года на Кара-Мурзу завели дело по ст. 284.1 УК (деятельность «нежелательной организации», максимальное наказание — шесть лет лишения свободы). В октябре появилось ещё одно дело по ст. 275 УК (государственная измена, до 20 лет лишения свободы). Оно касалось трёх выступлений публициста за рубежом: 8 октября 2021 года в Лиссабоне на парламентской ассамблее НАТО, 29 октября в Осло на Хельсинкском комитете и 29 марта 2022 года в Вашингтоне на Хельсинкской комиссии конгресса США.
Судья мосгорсуда Сергей Подопригоров, вынесший беспрецедентный приговор за ненасильственные действия, находится под санкциями Магнитского с 2013 года.
В 2018 Подопригоров обратился к одной из самых дорогих юридических компаний мира, британо-
австралийской Herbert Smith Freehills, основанной в 1882 году, чтобы попытаться выйти из санкционного списка. В письме к минфину США Подопригоров указывал, что был дежурным судьёй и исходил из представленных следствием документов. А медицинские справки не содержали доказательств, что Сергей Магнитский имел серьёзное заболевание.
Его объяснения выглядят уж как-то совсем по-школьному. «До 26 ноября 2008 года я никогда не слышал ни о Магнитском, ни о Браудере, ни об инвестиционном фонде Hermitage. Я был избран судьей [по вопросу ареста Магнитского] случайно — и только потому, что был одним из дежурных судей. Если бы в тот день дежурил другой судья, то ему, а не мне, было бы поручено это ходатайство», — пишет Подопригоров.
Но судья и нанятые им дорогие юристы совершили ошибку. Обращаться в данном случае нужно было не в Минфин США, а в Конгресс США, а это уже задача почти нерешаемая.
На реакцию иностранных послов на приговор мгновенно отреагировал МИД РФ. Его официальный представитель Мария Захарова назвала слова иностранных послов о приговоре Кара-Мурзе вмешательством в дела РФ,
РБК сообщает:
На оглашение приговора Кара-Мурзе пришли 40 дипломатов из 24 стран, в том числе из Нидерландов, Великобритании, Польши, Чехии, Эстонии, Германии, Канады, Дании, Испании. От США присутствовала посол в России Линн Трейси, от Великобритании — посол Дебора Броннерт. Они заявили, что Вашингтон и Лондон призывают немедленно освободить оппозиционера. «Криминализация критики действий правительства — это проявление страха, а не силы», — говорится в заявлении Трейси, опубликованном посольством США в России.
После приговора МИД Латвии заявил, что страна запрещает въезд десяти россиянам, связанным с делом Кара-Мурзы. Великобритания, в свою очередь, вызвала российского посла Андрея Келина. В заявлении британского правительства сказано, что решение Мосгорсуда противоречит международным обязательствам России в области прав человека, включая право на справедливый суд.
«…На стадии показаний подсудимого председательствующий напомнил мне, что одним из смягчающих обстоятельств является «раскаяние в содеянном», – говорил в последнем слове подсудимого 10 апреля 2023 года Кара-Мурза. – В содеянном должны раскаиваться преступники. Я же нахожусь в тюрьме за свои политические взгляды… За многолетнюю борьбу с диктатурой Путина. За содействие принятию персональных международных санкций по «закону Магнитского» против нарушителей прав человека. Я не только не раскаиваюсь ни в чём из этого — я этим горжусь. Горжусь тем, что в политику меня привёл Борис Немцов. И хочу надеяться, что ему за меня не стыдно. Подписываюсь под каждым словом из тех, которые я говорил и которые вменяются мне в этом обвинении… В последнем слове обычно просят об оправдательном приговоре. Для человека, не совершавшего преступлений, единственно законным приговором был бы оправдательный. Но я ни о чём не прошу у этого суда. Я знаю свой приговор. Я знал его ещё год назад, когда увидел в зеркале бегущих за моей машиной людей в чёрной форме и чёрных масках. Такая сейчас в России цена за немолчание. Но я знаю и то, что настанет день, когда мрак над нашей страной рассеется...»
* Владимир Кара-Мурза и московский Сахаровский центр внесены Минюстом в список иноагентов.