Сегодняшнее заседание по жалобе Олега Саввина со всей очевидностью показало, что психиатрические учреждения прочно встроены в судебную систему России.
Судья Калининградского областного суда Владимир Кореньков, один из самых маститых, ещё не ушедший в отставку, не погнушался покинуть свой комфортный уголок на Сергеева, 8, постоянное место работы, и переместиться на Невского, 78а. Со своим секретарём, ноутбуком и диктофоном. Здесь, в казённом актовом зале Калининградской областной психиатрической больницы, в закрытом режиме разбиралась жалоба Александра Чаузова, защитника подозреваемого.
Чаузов со своим подзащитным в порядке апелляционного обжалования просил отменить постановление Ленинградского райсуда Калининграда Виктории Райковой «в части немедленного помещения Саввина Олега Сергеевича в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях». Райкова вынесла обжалуемое постановление 19 сентября 2025 года.
В марте этого года Саввина заподозрили в преступлении по новомодной статье об антивоенных фейках (ч. 2 пункта «д» ст. 207.3 УК РФ). Когда-то в 2022 году Олег что-то опубликовал в соцсети ВКонтакте. И через пару месяцев по решению судьи Елены Зиминой (Ленинградский райсуд) подозреваемый переместился из СИЗО в не менее мрачное место – в психлечебницу. Поскольку только сумасшедший сегодня может позволить себе иметь собственное мнение и тем более высказывать его публично.
Судья Зимина 11 июля приговорила Саввина к принудительному обследованию и лечению на срок предварительного следствия. До 14 сентября. Но срок минул. Однако пациента из психушки не освободили. Врачи по собственному почину либо по устной просьбе следователя задержали два лишних дня, незаконно лишая свободы. Но под давлением защиты вынуждены были отпустить. Вечером 16 сентября Олег позвонил отцу: «Забирай меня, я в тапочках». «Пролеченный» в психиатричке наслаждался домашним покоем и уютом неполных три дня. В пятницу его и Чаузова срочно вызвали в суд.
Разбирательство было коротким, поскольку за дверь уже разминались оперы, готовые перевести Саввина на другую сторону улицы А. Невского, в знаменитое лечебное учреждение, в «свою» палату. Что и сделали немедленно.
Именно здесь и появился сегодня Кореньков. Как и следовало ожидать, постановление суда первой инстанции он оставил в силе.
Свою жалобу Чаузов обосновал восьмью доводами. В частности, он обращал внимание апелляционного суда на то, что психбольница не предоставила суду свою лицензию, не подтвердила документально квалификацию специалистов, чьи подписи стоят на экспертном заключении. Врач, выносивший Олегу «приговор» о наличии «клинических признаков хронического психического расстройства», не потрудился сослаться на соответствующую его определению классификацию. В критериях расстройства указан признак расстройства: «Идеи борьбы за справедливость и против государственной политики». Чаузов называл сей признак абсурдом, поскольку сама идея справедливости считается базовым элементом философии.
Кроме того, Чаузов настаивал на полном отсутствии в обжалуемом постановлении ссылок на «конкретные события, свидетельствующие о неадекватности поведения подзащитного и, что более важно «опасности для себя».
Чаузов считает, что для приятия решения о принудительном лечении Саввина недостаточно сообщения лечебного учреждения «об отсутствии положительной динамики» (на стадии «предварительного» лечения). И, пожалуй, самое главное: судья Райкова не дала оценки доводам стороны защиты о возможности амбулаторного лечения. Тем более, что мера пресечения Саввину не продлевалась, а срок предварительно следствия истёк.
Дело Саввина сопровождают и.о. прокурора области Алексей Тимошенко и его коллега из городской прокуратуры Руслан Головачёв (сведения взяты с сайта Калининградского областного суда). В судебном заседании объяснения лечащего врача психбольницы не заслушивались. Кореньков ограничился оглашением письменных «доказательств» – заключений и справок лечебного учреждения. Присутствовал Сергей Саввин, отец подневольного. Искренне переживающий за судьбу сына.
Фото Олега Саввина из психбольницы получено от Натальи ХОЛМАНОВОЙ.