Василий КОСОРЫЛОВ
Неумолимо приближается развязка в уголовном деле, по которому подсудимой проходит Римма Сагаева, экс-мэр города Пионерского.
В августе 2015 года судья Михаил Аниськов, председатель Светлогорского районного суда, признал незаконными и недействительными все распоряжения администрации Пионерского городского округа об установлении Римме Сагаевой надбавок и премий и взыскал с проворной госпожи неосновательное обогащение в сумме 1017009 рублей 68 коп. Незаконно присвоенные народные деньги Римма Александровна возместила. Однако светлогорский межрайонный прокурор в действиях мэр-дамы усмотрел и преступление, которое карается в соответствии с ч. 1 ст. 286 «Превышение должностных полномочий» Уголовного кодекса России штрафом либо лишением свободы вплоть до 7 лет. В данном случае наказание разумно. Миллион на дороге не валяется.
Бюджетом Пионерского Римма Александровна Сагаева, глава городского округа, распоряжалась как своим кошельком до октября 2014 года, пока ей не отказали в доверии. Только «за особые условия муниципальной службы» она переложила из муниципального бюджета в свой семейный больше 810 тысяч рублей. Какие уж там особые условия пришлось претерпевать Римме Александровне, одному богу известно. Сначала Сагаева начисляла себе надбавку всего 70% от должностного оклада, потом – 95%, а в 2014-м вошла во вкус – 105%. То есть фактически она себе удвоила жалованье. И это ещё не всё.
Помимо «особых» выплат, Сагаева успела получить из городской казны без малого 244 тысячи рублей в качестве премий по итогам работы.
Итоги таковы, что с последствиями трудовых достижений пионерских властей недавно (не первый раз) ездил разбираться губернатор Антон Алиханов.
Уголовное дело Сагаевой завершается. Опрошены десятки (!) свидетелей. Приобщены всевозможные доказательства «невиновности» Риммы Александровны. Состоялся допрос подсудимой.
Напомним, Сагаева обвиняется в том, что, нарушив устав муниципального образования, сама себе устанавливала надбавки и премии. То есть присвоила себе права городского совета депутатов. Именно совет наделён полномочиями устанавливать главе такие выплаты.
– В обвинении написано: «Явно зная об установленном в нормативно-правовом акте порядке выплаты надбавки, Сагаева приняла решение вопреки установленному порядку единолично (прям аж выделено!) установить себе ежемесячную надбавку, а также ежемесячное денежное поощрение», – негодовала взывала Сагаева, стоя за трибуной. – Уважаемый суд, я не знаю… я не нарушала никаких законных актов. Ни устава, ни федерального закона. И единолично я себе вообще не устанавливала, – отвлеклась, повернулась к государственному обвинителю: – Вас спрашиваю! – но суд сделал замечание. – Извините, если я вас чем-то обидела… Не, я вопросы не задаю. Я просто говорю об эффективном и неэффективном использовании средств. Я считаю, что просто заработала своим горбом… Мы с Цукановым, с Гусевом соревновались даже! Так вот я, получая вот эти деньги, уж, наверное, думаю или должна думать, с лихвой отработала вот эти дополнительно полученные средства в бюджет – те, которые не планировались: за первые-вторые места действительно областной бюджет выделял деньги, миллионы. Ой, господи! По поводу ущерба я уже сказала… В чём меня ещё обвиняют? Что я подорвала авторитет государственного работника, дискриминацией занималась. Если суду необходимы доказательства, вы можете любого жителя сюда вызвать и спросить, знают они Сагаеву? И сейчас говорят: «Римма Александровна! Вот теперь мы понимаем, что творится в городе!» Любого позовите сюда!
Экс-мэр временами забывалась, что она не на встрече с сотрудниками своей администрации, а в суде. Жестикулировала, спорила с прокурором Александром Податем, напористо возражала и… задавала вопросы. Это было захватывающее представление.
Сторона защиты, которую представляет адвокат Сергей Баранов, неожиданно нашла свой оригинальный способ, позволяющий, как, видимо, она считает, уйти от уголовной ответственности. Сагаева и её защитник убеждены, что для начисления и выплаты главе администрации различных сумм помимо оклада можно пренебречь специальным решением представительного органа местного самоуправления. Нет такого решения – и ладно. Достаточно, что Сагаева подписала соответствующее распоряжение на себя, указав величину выплаты. Главный козырь выглядел так: депутаты-де утверждали бюджет, а также отчёт об исполнении – значит, они знали о дополнительном денежном довольствии любимого мэра. По мнению защиты, голосование за решение о материальном вознаграждении (которого за три года горсовет ни разу не принимал) равносильно голосованию за бюджет города.
Защита принесла в суд горы решений об утверждении бюджета и отчётов об исполнении этого самого бюджета.
Как суд оценит труды Сагаевой и Баранова, мы вскоре узнаем. В этом месяце Сагаева выступит с последним словом – и суд удалится в совещательную комнату. Для пионерчан событие станет своеобразным новогодним сюрпризом. Ведь Сагаеву действительно в Пионерском знают все, узнали за двадцать лет.