
Полстраны – этапные, полстраны – конвойные.
Роберт Рождественский
Женщина в мундире майора внутренней службы, представлявшая медико-санитарную часть № 39 ФСИН России, едва успела произнести несколько слов о своём несогласии с административным иском Марии Бонцлер, – и через мгновение она уже лежала на полу. Первое слово вылетело из уст судьи Елены Герасимовой: «Скорую!» Все вскочили с мест. «Позвонили в скорую?» – «Где телефон?» – «Расстегните верхнюю пуговицу!» – «Давайте, дверь откроем!» – «Окно!» – «Воды!»… Всё сделали очень быстро, и женщину спасли. Судебное заседание продолжилось только минут через пятьдесят.
Герасимова, судья Центрального районного суда Калининграда, 15 декабря приступила к рассмотрению по существу административного дела (КАС РФ) по заявлению адвоката Марии Бонцлер (дело 2а-6230/2025 ~ М-4415/20250). Мария Владимировна требует признать незаконными действия административного ответчика по непредоставлению и ненадлежащему оказанию медицинской помощи и не соответствующим надлежащим условиям содержание её под стражей; признать незаконным бездействие административных ответчиков, которые не приняли мер для оказания надлежащей медицинской помощи узнице, не провели обязательные медицинские обследования, признать не соответствующим надлежащим условиям содержание под стражей. Кроме того, административный истец требует выплатить ей в качестве компенсации за нанесённый вред 100 тысяч рублей – за нарушение условий содержания под стражей.
Ответчиками проходят УФСИН России Калининградской области, филиал «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России Калининградской области, ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 39» ФСИН России, ФСИН России. Все они были представлены двумя дамами-майорами – от медицинской администрации и от пенитенциарной системы.
Со стороны административного ответчика в заседании участвовали сама Бонцлер (по видеоконференцсвязи из СИЗО-1) и два защитника – Илья Сидоров (Москва) и Александр Чаузов (Калининград).
Бонцлер говорила суду: «Мне выписали лекарства, но я не успела купить лекарства от гипертонической болезни. Потому что 28 мая, рано утром меня арестовали. Когда меня задержали, у меня, естественно, повысилось давление. Но это никого не интересовало… Когда суд принял решение о моём задержании, привезли в следственный изолятор, я упала в обморок. Меня отвели к фельдшеру… Мне даже не померяли давление. На следующий день меня вызвали в медпункт. Тогда мне сделали флюорографию, взяли на анализ кровь – нет ли у меня туберкулёза, ВИЧ, гепатита. А что у меня другие заболевания – даже не стали слушать. Начальник медчасти Гибалов сказал, что нет документов – не заболеваний... Документ о том, что у меня есть заболевание, которое входит в список заболеваний, которые препятствуют моему нахождению в следственном изоляторе, пришёл через полтора месяца… Медицинские препараты можно передавать только после заявления, которое подаётся в медчасть. Подаётся только два раза в неделю с часу до двух. И я эти лекарства получила только 15 июля. Всё это время у меня было высокое давление. Но я не могла измерить, потому что у меня не было тонометра. Когда тонометр появился 15 июля, и я стала измерять – у меня давление не понижалось ниже 200 и 110 нижнего… 20 июня меня отправили на прогулку, когда собиралась гроза. И я оказалась закрыта за железной дверью при проливном дожде. Этот маленький козырёчек [шириной 120 см, по утверждению сотрудника ФСИН], который якобы предохраняет от дождя, промок через пять минут. И я оставалась под дождём в течение полутора часов».
Несколько раз Марию Владимировну сознание покидало во время судебных заседаний. Её забирали в больнице и лечили в наручниках, под присмотром вооружённого конвоя.
«Я понимаю, чем это для меня может закончиться», – завершила описание своих злоключений Бонцлер.
Судья постановила вызвать в суд Кирилла Гибалова руководителя МЧ №4. Адвокат Сидоров заявил, что этот свидетель является заинтересованным лицом, поскольку со стороны Бонцлер на него подавалось много жалоб. Кстати, Вячеслав Медков, сын политзаключённой, даже подал заявление о привлечении Гибалова к уголовной ответственности.
В свою очередь, Сидоров предложил привлечь в процесс в качестве специалиста врача-кардиолога, доктора медицинских наук, профессора Леонида Берштейна из Санкт-Петербурга. Судья удовлетворила ходатайство. Профессор выйдет на видеоконференцсвязь на следующем заседании.
После инцидента с потерей сознания представителя медицинской службы УФСИН заседание было прервано почти на час. После возобновления процесса выступил ещё один представитель администрации УФСИН — также в звании майора. Она с требованиями административного истца не согласилась и долго рассказывала, как в СИЗО-1 хорошо и что там всё соответствует нормам.
Следующее судебное заседание назначено на 21 января 2026 года.